Найти в Дзене

Байкал. День первый. Иркутск. Усадьба Сукачёва. Часть 2

Продолжение. Начало тут

Официальные источники указывают, что музей-усадьба Сукачёва включает в себя «здание картинной галереи с зимним садом, дом для прислуги, службы с конюшней, флигель для гостей, беседку-горку и парк, спланированный в качестве пейзажного».

Если в усадьбе есть гид, то, предположили мы, нам наверняка всё подробно расскажут и сверх этого. Однако «усадебного» (или «приусадебного») гида на месте не оказалось. Хотя, замечу, в каждом зале была служительница, которая что-то в меру своих знаний и их интерпретаций поясняла, даже когда не просили (видимо, то, что слышала и запомнила от профессиональных экскурсоводов). Акцентирую: на каждый зал – своя отдельная служительница. Так и экспонаты сохранней, и безработице в Иркутске не бывать!

Посетителей в музее было меньше, чем персонала. Раз-два и обчёлся.

А вот персонала много. Как я понял, в основном, вспомогательного. Ибо научные методисты, которые и проводят по музею экскурсии, отсутствовали – у них был какой-то учебный день (своя тусовка), поэтому все они, как один, отправились повышать квалификацию. Вернутся – станет ещё больше народа, но меньше кислорода.

***

Все помнят, что время было сложное, ковидное. Пандемийный период. Потому, пусть уже и не столь строго, как в 2020–2021 годах, но маски носить настоятельно рекомендовалось (хотя бы на подбородках – для видимости).

Внутрь музея дочка Лены не пошла, осталась ждать нашу троицу на входе – благо там есть где не просто присесть, но и… посидеть (улыбаемся). Отговорилась тем, что, дескать, уже осматривала экспозицию не раз.

…Обратите внимание на «бахилы». Они в музее были именно такими. Тряпичными. Хоть и назывались бахилами, но это скорее «чуни» какие-то. Такая у меня возникла ассоциация. Мать честная – их, видимо, после каждого использования стирали (надеюсь, не вручную)! Так сказать, многоразового использования – после употребления снова и снова идут в дело. В бой! Чуни-старики. Только они идут в бой.

На ногах эта «обувка» смотрится забавно.

На одной из моих ног «чуня» не удержалась, ибо была старая, потрёпанная и рваная. На втором этаже пришлось ходить в одной.

…Первый снимок ниже – «чуни» на супруге (она сама и его и сделала).

***

Центральный двухэтажный дом усадьбы – это картинная галерея. Но там не только картины. Там много всякого другого, организованного как постоянно действующая экспозиция. Вернее, этих экспозиций две. Во всяком случае таковые были, когда мы туда заявились.

Повествуют экспозиции об истории и быте семьи Сукачёвых и о его окружении/современниках.

В общем, тут можно узнать всё о родословной моего тёзки, о его предках (тут каким-то боком оказались даже личные вещи его родителя). Образно говоря, история со времён царя Гороха. Так сказать, откуда есть пошла Русская земля.

Полно также информации, освещающей деятельность супруги Сукачёва.

Впрочем, конечно же, не только о предках/родословной и о жене, но и о его карьере (член городской думы, городской голова). О том, как на посту, как сейчас сказали бы, мэра он поднимал Иркутск если не из руин, то с колен, мостил улицы (само собой, не своими руками), проводил электричество и телефонную связь (руки тоже были чужими, но ими надо было чутко руководить!). О том, как «благотворительничал»: давал денежку на строительство театра и на проведение научных экспедиций. И о том, как собирал коллекцию картин в галерею.

-3

Экспонаты (многие или большинство, возможно, подавляющее) – аутентичные. Все вещи/предметы/артефакты как принадлежали самим хозяевам, так и просто из того канувшего в Лету времени – живопись, антикварная мебель, музыкальные инструменты, фарфор, книги, фотографии.

***

Как говорится, невероятно, но факт, но… дом этот не являлся домом, где проживала сама семья (то есть это не барский дом). Владимиром Сукачёвым это здание сразу было запланировано и организовано как картинная галерея. Вернее, не так, здание стало строилось как оранжерея, но по ходу дела стала ещё и картинной галереей, «где 12 комнат были заполнены картинами, скульптурами предметами деморативно-прикладного искусства». Возможно, именно поэтому нынче в нём много западноевропейской и русской живописи, скульптур из его же коллекции. Дух небесный позволил всему этому богатству/сокровищу сохраниться.

А вот здания, где жила семья, нынче в помине нет. Вернее, в помине-то оно есть, а вот в реальности нет. И место, где барский дом стоял, тоже известно лишь приблизительно, ибо не сохранилось и фотоснимков. Правда имеются старые карты, на одной из которых… «дома ещё нет, а на другой – уже нет». Исследователи/историки предполагают, что жилой дом Сукачёвых стоял там, где нынче стоит другой памятник – танк Т-34-85 «Иркутский комсомолец». Военная/воинская память. Поэтому барский дом восстановлению скорей всего не подлежит. Не сносить же для новодела другую не менее важную память!

…В фотоархиве моего мобильника танка не оказалось. Но в интернете я его нашёл и размещаю тут, чтобы вам не отвлекаться и не беспокоить попусту Всемирную паутину.

-4

Помимо барского дома, где жила семья Сукачёвых, не сохранились также каретная и заведение для девочек из бедных семей (на всякий случай поясняю: речь совсем не о том заведении, о котором кто-то в силу испорченности современного ума мог/успел подумать).

Но эти два снесённых здания вроде бы собираются восстанавливать. Давно обещают. На месте их расположения других памятников поставить не успели, поэтому шанс имеется.

Посмотрите пока снимки с экспозиций. «Их есть у меня» (с)

Не просто есть, а много есть. Смотреть не пересмотреть.

Как шли, так по ходу дела и снимал.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-13
-14
-15
-16

Продолжение следует.