С самого начала - с организации музыкальной среды, в которой бы ребёнок рос и развивался. Так же, как, родившись, ваш ребёнок попадает в языковую или игровую среду.
Из огромного количества высказываний о музыке великих гениев человеческой мысли https://vk.com/topic-11247887_27174627 хочу обратить ваше внимание на следующую цитату:
Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть. (В.Ф. Одоевский)
Вот это и есть задача родителей, педагогов, воспитателей и в целом всех культурных людей - п р и у ч и т ь ребёнка воспринимать музыку для того, чтобы вся его будущая жизнь была наполнена чудом общения с ней.
Самым доступным и демократичным музыкальным жанром во все времена являлась песня. Первая - колыбельная. Не стесняйтесь, мамы, пойте сами своим детям. Они вышли из вашей плоти, они - часть вас, вы их первая нить, ведущая в мир.
Любые слова, да и просто мелодичные колыхания голоса помогут вашему малышу успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Живой голос мамы безусловно лучше, чем любая электронная запись.
Но игнорировать достижения современных технологий, конечно, невозможно. Подбирайте записи мелодичной музыки в умеренном темпе, избегайте возбуждающих агрессивных ритмов.
Спокойные вибрации музыкальных звуков создают подобные же вибрации в организме, и наступает та самая гармония (т.е. "созвучие"), к которой мы так старательно стремимся во взрослой жизни.
Я рекомендую как можно дольше держать детей в поле спокойной мелодичной музыки, хотя прекрасно понимаю, как трудно это сделать в современном информационном пространстве. Но абсолютно уверена, что игра стоит свеч!
Когда ребёнок сам начинает петь, нужно выбирать песни с удобным текстом, который он смог бы выговаривать и осознавать. Поэтому темы песен должны быть понятны малышу - про маму, про семью, про животных, про времена года и т.п.
Песни должны иметь мелодию с поступенным движением и ограниченным диапазоном. Это даст возможность детям научиться чисто интонировать.
Вот примеры песен, которые я рекомендую детям самого раннего возраста.
Помните также о том, что дети копируют голос человека, которого слышат. И подчас это становится определяющим фактором в приобретении ребёнком певческих навыков.
Пойте сами; пойте вместе с детьми; пойте чаще - для каждого повода найдётся подходящая песня!
Давайте, кстати, попробуем посчитать в комментариях, сколько прекрасных цитат о песне мы знаем!
Итак, с песнями вроде бы всё ясно. Их в нашей музыкальной жизни больше всего. А что же дальше?
Об этом - в следующей статье.
P.S. Для специалистов. Принципы обучения детей основам музыкальной грамоты по методике "Музыка через движение" изложены в интерактивном (с видеопримерами работы с детьми) Учебно-м
Домашнее музицирование. С чего начать?
етодическом пособии "Фасолька" https://www.litres.ru/irina-vladimirovna-glavnova/fa-sol-ka-uchebno-metodicheskoe-posobie/