Найти тему
Сокол-корабль

Дюк Степанович. Самый богатый молодец былинной Руси. Древнерусский конкурс красоты.

Из далеких земель богатой Индеи приходят не только враги на Святую Русь. Порой оттуда погулять приезжает их золотая молодежь, да дети боярские. Славен дом князя Владимира и его княгини Апраксии, но во много раз больше их богатством дом Дюка Степановича.

Дюк Степанович, пожалуй, довольно необычный персонаж для всего русского эпоса. Очень редко сказители описывают гостя из чужой земли не как врага и захватчика. Былина о богатом сыне боярском очень распространена и существует во множестве записей. Но что же привлекает наш народ в образе хвастливого и кичливого гостя?

Дюк Степанович. Фрагмент дореволюционной открытки. Золотая молодежь Индеи развлекается охотой.
Дюк Степанович. Фрагмент дореволюционной открытки. Золотая молодежь Индеи развлекается охотой.

Дюк Степанович

Необычное имя былинного героя возводят к двум возможным вариантам: к южнорусскому слову «
дук», что означает богач, менее вероятное происхождение имени относится к английскому слову «duke» - то есть герцог.

Место рождения богатыря всегда разное. Это и Волынь-земля, это и непокорная Карела, и проклятая Галичия, но в целом – это чужая земля.
Богатая Индея.

Одной из самых важных деталей в образе героя является то, что он сын боярский, но всё-таки не богатырь. Он не вступает в сражения и чаще склонен просто уходить от них. Его сила в его красоте и богатстве.

Начинается былина с того, что Дюк Степанович охотится на лебедей с помощью драгоценных стрел – оперенье у них орлиное, а наконечники из самоцветных камней. В самом начале былины предвосхищается не боевой характер героя – он не смог попасть ни в одного лебедя, ни в одну утицу.

После этого он просит у матушки благословения ехать на Святую Русь – посмотреть на богатства князя Владимира, на могучих богатырей и лихих поляниц. Матушка не хочет давать сыну своё благословение, но предупреждает:

Свет ты моё чадо милое,
Молодой ты боярский сын Дюк Степанович!
Не езди ты во Киев-град:
Живут там люди лукавые,
Изведут тебя, доброго молодца,
Съедят как наливное яблочко.


Однако добрый молодец не боится лукавых жителей Киева. Дюк Степанович садится на верного своего друга – косматого Бурушку (иногда указывается, что его конь младший братец коня Ильи Муромца), и отправляется на Русь.

Путь неблизкий, ждут его три заставы великие. На первой на Дюка налетает
Горынь-змей, на второй на него нападает лютый зверь, а на третьей налетают карги-вороны и черные вороны. От всех опасностей Дюк уходит на своем быстроногом жеребце.

Дюк Степанович. Иллюстрация Ивана Билибина. 1941 год
Дюк Степанович. Иллюстрация Ивана Билибина. 1941 год

Но четвертую заставу просто так не пройти – стоит в чистом поле белый шатер самого Ильи Муромца. Но сын боярский падает в ноги старому богатырю:

Одно у нас на небе солнце красное
Печет во всю землю святорусскую:
А один на Руси могуч богатырь,
Старый казак Илья Муромец.
Кто смеет с ним поборотися,
Тот боками отведает матери-земли.


Илье Муромцу нравятся речи заезжего молодца. Старый казак берет боярского сына под свою защиту и говорит, что если что в Киеве случится, то пусть Дюк зовет его на помощь.

Былинный конкурс красоты

Однако лукавые люди Киева не верят, что Дюк Степанович принял к ним из богатой Индеи. Они требуют доказательств и один из богатырей Владимира –
Чурила Пленкович, бросает вызов Дюку Степановичу и спорит о своей победе на целую тысячу рублей. За Чурилу поручается сам князь и богатыри, а за Дюка Степановича только пьяницы кабацкие. Но боярский сын шлет весточку старому казаку и Илья Муромец ручается за него.

Чурила Плёнкович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год. 
В Богатой Индее, да в Великом Новгороде хоть мостовые есть! А киевский модник постоянно пачкает платья по грязи прогуливаясь.
Чурила Плёнкович. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год. В Богатой Индее, да в Великом Новгороде хоть мостовые есть! А киевский модник постоянно пачкает платья по грязи прогуливаясь.

Вызов необычный – победит тот, кто сможет три года подряд каждый день менять платье на более красивое и ни разу не повторится. Победит тот у кого более легкая походка и кто своей красотой, да гуляньем осветит весь Киев.

Оба противника видные красавцы и богачи и отступать никто не намерен. В день главного финала оба молодца выглядят писаными красавцами. Чурило Пленкович вышел в лучшем наряде:

Обул сапожки-то зелен сафьян:
Носы шилом, а пяты востры,
Под пяту хоть соловей лети,
А кругом пяты хоть яйцом кати;
Надел шубу-то соболью,
Во пуговках литы добры молодцы,
В петельках шиты красны девицы.


Противостоит ему ещё более прекрасный Дюк Степанович:

А обуты на нём лапотцы семи шелков;
В эти лапотцы были вплетены
Дорогие камни, все яхонты,
Каждый камень самоцветный
Стоил всего города Киева.
И надета шуба та расхожая:
Во пуговках литы лютые звери,
В петельках шиты лютые змеи.


Платье Дюка волшебное – заезжий богатырь начинает стегать шелковой плеточкой и литые звери и вышитые змеи начинают рычать и шипеть. Князь Владимир признает Дюка более прекрасным богатырем, чем Чурила. И Чурила сам признает поражение. Князю становится интересно, сколько же богатств у гостя из Индеи? Но вскоре получает ответ – «описать всё имущества Дюка не хватит в Киеве бумаги, а в Чернигове чернил».

Но что же привлекает сказителей в Дюке Степановиче? Почему наш народ создал эту былину? Почему сам Илья Муромец взял под защиту красивого и богатого юношу?

Думаю ответ прост – пусть иноземные гости хвастаются своей красотой и богатством. Наши добрые молодцы пусть будут лучше в другом.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.