Продолжение. Начало здесь.
Кто он, малыш Альберт, и почему участвовал в эксперименте?
Сведения об этом ребёнке противоречивые. Один источник гласит, что мальчик воспитывался в приюте, был абсолютно здоров, просто не очень бурно выражал эмоции. Другой сообщает, что у ребёнка была мать, но он страдал психическим расстройством, и мать дала согласие на исследование. Перед началом опыта было оговорено одно условие: ребёнок участвует в этом эксперименте только один месяц.
Какова цель опыта?
Уотсон заметил (и мы с вами тоже это прекрасно знаем), что маленькие дети ничего не боятся. Они могут безбоязненно погладить собаку, потрогать горячее, не вздрагивают от громких и резких звуков. И учёный хотел выяснить, как вырабатывается страх у детей и можно ли это сделать. В эксперименте участвовала помощница Уотсона Розали Рейнер.
Суть эксперимента.
1. На первом этапе опыта малышу показали живую белую крысу, белого кролика, собаку, несколько предметов с белым мехом и горящую газету. Ребёнок ничего не боялся. Учёный это зафиксировал.
2. Потом перед мальчиком, сидевшем в центре комнаты, посадили белую крысу. Ребенок, не боясь, стал с ней играть. А учёный, стоя за спиной Альберта, при каждом его прикосновении к мыши бил железным прутом по металлической пластине. Ребенок пугался. И через некоторое время уже не хотел трогать животное. Когда крыса к нему приближалась, он испуганно отползал. Таким образом спустя несколько повторений у малыша выработался эмоциональный отклик на крысу, которую сначала он не боялся.
3. Через 5 дней эксперимент продолжили. На этом этапе следовало выяснить, как Альберт будет реагировать на другие предметы, напоминающие крысу. Белого кролика мальчик испугался сильно. Маски Санты и белой пряжи он не боялся, хотя было заметно, что ему как-то не по себе.
4. В дальнейшем Уотсон и его ассистентка выработали у малыша страх перед всеми предметами, напоминающими белую крысу.
Время пролетело быстро. Учёные увлеклись и не успели избавить ребёнка от тех страхов, которые они у него сфрмировали.
Что же в итоге?
Как мы видим, этот эксперимент вызывает вопросы. И, естественно, он подвергся критике как коллегами Уотсона, так и простыми людьми. Мало того, что учёный не избавил ребёнка от навязанных страхов, так он ещё и не интересовался дальнейшей судьбой Альберта.
Позже Уотсон разработал метод устранения страхов путем похожего опыта. Мальчика Питера, боявшегося белых крыс и кроликов, угощали вкусняшками и всё ближе и ближе пододвигали к нему клетку с кроликом. Через некоторое время ребёнок перестал его бояться и мог даже играть с ним.
А что же маленький Альберт? К сожалению, его судьба науке долгое время была неизвестна.
Но не так давно выяснилось, что он (вопреки заверениям Уотсона и Рейнер) страдал гидроцефалией (водянка головного мозга) и умер спустя несколько лет после эксперимента.
Спасибо, что вы со мной! 🎀
Всем здоровья и мира!