Найти тему

II. Как наука требует жертв. Эксперимент с "Маленьким Альбертом"

Оглавление

Продолжение. Начало здесь.

Кто он, малыш Альберт, и почему участвовал в эксперименте?

Сведения об этом ребёнке противоречивые. Один источник гласит, что мальчик воспитывался в приюте, был абсолютно здоров, просто не очень бурно выражал эмоции. Другой сообщает, что у ребёнка была мать, но он страдал психическим расстройством, и мать дала согласие на исследование. Перед началом опыта было оговорено одно условие: ребёнок участвует в этом эксперименте только один месяц.

Какова цель опыта?

Уотсон заметил (и мы с вами тоже это прекрасно знаем), что маленькие дети ничего не боятся. Они могут безбоязненно погладить собаку, потрогать горячее, не вздрагивают от громких и резких звуков. И учёный хотел выяснить, как вырабатывается страх у детей и можно ли это сделать. В эксперименте участвовала помощница Уотсона Розали Рейнер.

https://pulse.mail.ru/article/malenkij-albert-k-chemu-privel-odin-iz-samyh-protivorechivyh-eksperimentov-20-veka-3220926982494709546-8417063129247616859/
https://pulse.mail.ru/article/malenkij-albert-k-chemu-privel-odin-iz-samyh-protivorechivyh-eksperimentov-20-veka-3220926982494709546-8417063129247616859/

Суть эксперимента.

1. На первом этапе опыта малышу показали живую белую крысу, белого кролика, собаку, несколько предметов с белым мехом и горящую газету. Ребёнок ничего не боялся. Учёный это зафиксировал.

https://pulse.mail.ru/article/malenkij-albert-k-chemu-privel-odin-iz-samyh-protivorechivyh-eksperimentov-20-veka-3220926982494709546-8417063129247616859/
https://pulse.mail.ru/article/malenkij-albert-k-chemu-privel-odin-iz-samyh-protivorechivyh-eksperimentov-20-veka-3220926982494709546-8417063129247616859/

2. Потом перед мальчиком, сидевшем в центре комнаты, посадили белую крысу. Ребенок, не боясь, стал с ней играть. А учёный, стоя за спиной Альберта, при каждом его прикосновении к мыши бил железным прутом по металлической пластине. Ребенок пугался. И через некоторое время уже не хотел трогать животное. Когда крыса к нему приближалась, он испуганно отползал. Таким образом спустя несколько повторений у малыша выработался эмоциональный отклик на крысу, которую сначала он не боялся.

3. Через 5 дней эксперимент продолжили. На этом этапе следовало выяснить, как Альберт будет реагировать на другие предметы, напоминающие крысу. Белого кролика мальчик испугался сильно. Маски Санты и белой пряжи он не боялся, хотя было заметно, что ему как-то не по себе.

https://pulse.mail.ru/article/malenkij-albert-k-chemu-privel-odin-iz-samyh-protivorechivyh-eksperimentov-20-veka-3220926982494709546-8417063129247616859/
https://pulse.mail.ru/article/malenkij-albert-k-chemu-privel-odin-iz-samyh-protivorechivyh-eksperimentov-20-veka-3220926982494709546-8417063129247616859/

4. В дальнейшем Уотсон и его ассистентка выработали у малыша страх перед всеми предметами, напоминающими белую крысу.

Время пролетело быстро. Учёные увлеклись и не успели избавить ребёнка от тех страхов, которые они у него сфрмировали.

Что же в итоге?

Как мы видим, этот эксперимент вызывает вопросы. И, естественно, он подвергся критике как коллегами Уотсона, так и простыми людьми. Мало того, что учёный не избавил ребёнка от навязанных страхов, так он ещё и не интересовался дальнейшей судьбой Альберта.

Позже Уотсон разработал метод устранения страхов путем похожего опыта. Мальчика Питера, боявшегося белых крыс и кроликов, угощали вкусняшками и всё ближе и ближе пододвигали к нему клетку с кроликом. Через некоторое время ребёнок перестал его бояться и мог даже играть с ним.

А что же маленький Альберт? К сожалению, его судьба науке долгое время была неизвестна.

Но не так давно выяснилось, что он (вопреки заверениям Уотсона и Рейнер) страдал гидроцефалией (водянка головного мозга) и умер спустя несколько лет после эксперимента.

Спасибо, что вы со мной! 🎀

Всем здоровья и мира!