Несколько лет до распада СССР наш кинематограф трудился ударно - количество фильмов резко выросло. Правда, их средний уровень упал, что немудрено, но были в тот небольшой период картины, которые можно пересматривать и сегодня, получая наслаждение.
Так называемое "перестроечное" кино, прежде всего, характеризовалось резким ослаблением, а потом и полной отменой цензуры. Увы, планировалось отменить цензуру политическую, а отменили художественную - защищавшую экраны от элементарной халтуры и пошлости. Однако главная особенность наиболее выдающихся фильмов - раскрытие прежде запретных тем. Предвестником можно назвать фильм "Покаяние" Тенгиза Абуладзе, который был снят еще в 1984 году, но вышел на экраны только в марте 1987 года, превратившись в антисталинский манифест. Тогда эта лента считалась культовой, а сегодня у нее осталось мало поклонников - выдержать тяжелую, "грузящую" стилистику Абуладзе нелегко. Но были и "зрительские ленты" того периода, включая "Холодное лето 53-го", "Маленькую Веру", "Интердевочку", "Забытую мелодию для флейты" или "Взломщика". В подборке ниже фильмы, которые более всего понравились автору.
Курьер
Картина Карена Шахназарова по сценарию Александра Бородянского вышла в прокат в июле 1987 года. Помню, что ходил на нее в кино раз 6 или 7 в течение двух недель - настолько она мне понравилась. Нравится и до сих пор, хотя прошло уже столько лет. Режиссеру блестяще удалось передать настроение нашего поколения, обойдясь при этом без всякого намека на "чернуху" или "депресуху". Напротив, фильм смотрится поразительно легко, хотя его не назовешь полноценной комедией.
Федор Дунаевский - стопроцентное попадание в образ Ивана, ну кто кроме него мог так спеть про старого козла, который любил свежайшую морковь? Вероятно, здесь молодой человек играл, что называется, самого себя, поскольку после в кинематографе не преуспел, из-за чего несколько обиделся на мир. Не менее удачно выглядит юная обворожительная Настя Немоляева и взрослая команда исполнителей - Олег Басилашвили, Инна Чурикова, Светлана Крючкова, а также божественная Эдда Урусова. Две сцены с княжной Урусовой, играющей Агнессу Ивановну, можно смотреть отдельно, как и многие другие фрагменты фильма вроде исполнения Инной Чуриковой песни "Трава у дома".
Асса
Свою профессиональную состоятельность кинорежиссер Сергей Соловьев доказал весьма крепкими фильмами "Станционный смотритель", "Сто дней после детства" и "Избранные" с Леонидом Филатовым, однако подлинной славы и популярности они ему не принесли. А вот вышедшая в апреле 1988 года "Асса" быстро стала культовой. Это многослойный фильм, отображающий не только конфликт поколений, столкновение старого и нового без надежды на компромисс, но и духовную смену эпох, которую уже переживало наше общество. А благодаря экспозициям в прошлое (история убийства Павла I) Соловьеву еще и удалось отразить скрипучее вращение "колеса истории".
Как и в "Курьере" опять стопроцентные попадания с кастингом непрофессиональны актеров. Сергей Бугаев исключительно убедителен в роли Бананана, как и его главный антагонист Андрей Валентинович Крымов, которого играет Станислав Говорухин. Монолог Александра Баширова на допросе в милиции - чистая импровизация актера, которую Соловьев решил оставить в ленте и правильно сделал. Музыка "Аквариума", живой Виктор Цой в кадре, любовь и ревность, надежды и разочарования. Увы, следующие фильмы Соловьева ("Черная роза" и "Дом под звездным небом") значительно уступали "Ассе", превратившись в нечто малосвязанное и клиповое.
Город Зеро
Фильм-метафора Карена Шахназарова, предвосхитивший некоторые громкие зарубежные картины с аналогичным сюжетом и стилистикой. Еще одна картина, ни на йоту не потерявшая своей актуальности, которая и сегодня звучит практически так же остро, как и в 1989, когда она вышла на экраны. Приключения инженера Варакина, попавшего в глухой провинциальный советский городок с карикатурными жителями, откуда ему уже, вероятно, никогда не суждено будет выбраться. Так и останется он здесь "сыном повара Николаева".
Самая потрясающая сцена фильма - подземный музей с чудаковатым смотрителем (Евгений Евстигнеев), объединивший троянцев, Аттилу, батьку Махно и ударников коммунистического труда. Очень хорош Владимир Меньшов в роли прокурора города, мечтающего совершить преступление. Как всегда профессиональны Леонид Филатов, Армен Джигарханян и Олег Басилашвили. После этого фильма всякое исполнение "рока энд ролла" еще долго вызывало у меня веселые ассоциации с плясками обитателей города Зеро.
Зеркало для героя
Случайно встретившиеся на концерте группы "Наутилус Помпилиус" два взрослых человека неожиданно перемещаются из 1987 в 1949, да еще и застревают в одном и тот же дне. Это проклятое воскресенье им приходится переживать снова и снова. Один герой (Сергей Колтаков) приходит в дом своей мамы, которая как раз его и вынашивает, а второй (Иван Бортник) самого себя, только еще пацана, катает на мотоцикле. Что же нужно сделать, чтобы вернуться в свою эпоху или хотя бы сдвинуть ход заснувшего времени?
Прыжок на несколько десятилетий назад дает возможность не только взглянуть на себя со стороны в то самое "зеркало для героя", заново оценив и тех, кто тебя окружает, и то поколение родителей, которое ты давно перестал уважать за их вечную покорность и готовность выполнять любые "приказы родины". Это художественный прием, позволяющий авторам фильма по душам поговорить со зрителями на те темы, которые им обсуждать не хочется, да и времени вечно нет. А если остановиться и задуматься? А что если само время остановится вместе с нами?
Фонтан
Ученик Эльдара Рязанова кинорежиссер Юрий Мамин ярко заявил о себе короткометражкой "Праздник Нептуна". Лента "Фонтан" - последняя, на мой взгляд, удачная комедия советского кинематографа. Ее герои - работники ЖЭУ, которые изо всех сил пытаются спасти разрушающуюся крышу старого ленинградского дома. Вначале в нем исчезает горячая вода и отопление, потом и электричество, но все это жители выносят стоически - нам ли привыкать к трудностям? Можно даже сообщить телевидению, что вся эта фантасмагория – эксперимент в целях экономии энергии.
Главные роли исполняют замечательные и недооцененные артисты Сергей Донцов-Дрейден и Виктор Михайлов. Кинозвезд здесь нет вообще кроме, может быть, Нины Усатовой, и это только добавляет реалистичности фильму, жанр которого можно обозначить как абсурдная комедия. Чуть позже Мамин снимет и самую свою знаменитую ленту "Окно в Париж", где солировать будет та же пара исполнителей. Но мне "Фонтан" нравится намного больше еще и по той причине, что эта картина до сих пор сохраняет свою актуальность чуть более, чем полностью.
А какие "перестроечные" фильмы вам кажутся самыми удачными?