Найти тему
Ариаднина нить | Книги

Сложные постмодернистские романы от корифеев жанра: планы издательства "Kongress W Press"

Оглавление

Независимое издательство "Kongress W Press", основанное в 2020 году, специализируется на литературных произведениях, канон которых сформировался в США после Второй мировой войны. Причём произведения эти не самые известные. Скажем, в прошлом году у "Конгресса" вышел роман Эвана Дары "Потерянный альбом" на тему экологии. Спорю, что почти никто из читателей моего канала (и я в том числе) ранее о Даре и не слышал.

Впрочем, не всегда авторы в издательском портфеле неизвестные. Обычно "Kongress W" издаёт то, что называется андеграундной литературой, а в неё есть такие крупные фигуры, как, например, Уильям Гэсс и Уильям Гэддис (или тот же Пинчон).

В последнее время именно такая литература становится мне интересной. Так что держите небольшую подборку готовящихся к изданию новинок от "Kongress W Press". Не знаю, в какие сроки эти книги будут выпущены, но они, по крайней мере, обозначены в издательских планах. Книги привожу с издательскими аннотациями:

Джозеф Макэлрой "Смотровой картридж" (Lookout Cartridge)

"Это роман ослепительной сложности, захватывающего саспенса и высочайших амбиций: искупить великое притязание паранойи на человеческую психику.
Пытаясь выяснить, кому же так сильно угрожает невинный любительский фильм, снятый им вместе с другом, Картрайт оказывается в центре тайны, простирающейся от Нью-Йорка до Британских островов и Корсики. С каждым новым фактом, который он обнаруживает, запутанность синдиката, действующего против него, и последствия, которых ему будут стоить поиски фильма, становятся все более ужасающими.
Изгибы и отклонения сюжета, рекурсивные и нехронологические сдвиги, необычные временные и пространственные скачки и возвращения на исходную; проекция Меркатора, календарь майя, загадка Стоунхенджа, социальные и политические связи, эпистемологии и паранойя. Текст зачастую показывает нам, как работает кинокамера, то есть устройство, которое записывает изображение любым способом, а потом ими можно манипулировать, монтировать и изменять в соответствии с потребностями.
Если некоторые книги ссылаются на анналы истории кино, то «Смотровой картридж» успешно воплощает суть некоторых из его наиболее стилизованных и интригующих поджанров".

Лэнс Олсен "Мои красные небеса" (My Red Heaven)

-2
"Действие романа происходит в один день, 10 июня 1927 года, множество персонажей – как исторических, так и вымышленных – пересекаются на улицах Берлина. Среди них Роберт Музиль, Отто Дикс, Вернер Гейзенберг, Анита Бербер, Владимир Набоков, Кете Кольвиц, Людвиг Мис ван дер Роэ, Роза Люксембург, сомелье, убийца, проститутка, карманник и несколько призраков. Мы заглядываем в умы мужчин, женщин и детей, мы наблюдаем за их движениями, несоответствиями между их намерениями и действиями, их ценностями и их поступками. Мы видим надежду, мы видим обман и мы видим смерть.
В романе использовано множество стилей и техник: поток сознания, стенограмма, кинохроника, сценарий, пьеса, стихи, фотографии, кульминацией которых является то, что последний абзац накладывается сам на себя снова и снова, переворачивается и повторяется, пока текст не становится просто черным слякотью.
Олсен исследует сложный исторический момент (Гитлер придет к власти через 6 лет) – расцвет смертоносного популизма в то время, когда все казалось возможным, а будущее подвластным".

Лэнс Олсен "Календарь сожалений" (Calendar of Regrets)

-3
"Роман-коллаж, состоящий из двенадцати взаимосвязанных повествований, по одному на каждый месяц года; все они имеют отношение к понятию путешествия – во времени, пространстве, истории и смерти.
Нам рассказывается об отравлении художника Иеронимуса Босха; о таинственном ограблении бывшего ведущего CBS Дэна Ратера на Парк-авеню; предлагается ознакомиться с серией открыток-размышлений о самой идее путешествия от американского журналиста, посетившего Бирму; об учительнице средней школы, которая снимает на видео свою эротическую асфиксию и отправляет незнакомым людям по всей Америке; о муже и жене, образующих команду христианских фундаменталистов-смертников в Лондоне; о террористе, захватившем автомобиль с семьей на итальянской автостраде; пересказывается миф об Ифигении с точки зрения дочери Агамемнона; приводится серия пиратских подкастов бродяги, шатающегося вдоль побережья в Южной Калифорнии; интервью судебного психиатра, которое он берет у человека, напавшего на Дэна Ратера; об ангеле, обнаруженном двумя мальчишками в сельской местности в Финляндии; о человеке, составленном из заимствованных органов, каждый со своей историей; и о мальчике, рожденном как записная книжка.
Каждое повествование составлено в уникальном стиле и жанре, обрывается на середине и вложено в то, которое ему предшествовало. Роман Олсена – это "Облачный атлас" Дэвида Митчелла, написанный одним из самых радикальных экспериментаторов американской авангардной литературы".

Бен Маркус "Эпоха проволоки и струны" (The Age of Wire and String)

-4
"Текст представляет собой своего рода инопланетный отчет о человеческой культуре. Но либо инопланетный разум не может полностью проникнуть в отношения между вещами и причинно-следственные связи, либо может, но ему мешает структура языка и способность организовывать свои наблюдения. То, что мы получаем здесь – это серия слияний, при которых изображения вырываются из привычных рамок и объединяются с чем-то диссонирующим. Так, например, секс и оживление умершей жены сочетаются с включением бытовых устройств. Пища рассматривается как взаимодействие с текстилем, так что карта, нарисованная на шкуре животного, предположительно указывает точки, в которых может находиться еда, что близко к истине, но не совсем верно. Произнесение имен приравнивается к генерированию реальной власти. Бог отождествляется с погодой, что опять-таки не так уж далеко от правды, если рассматривать ранние религиозные пантеоны.
В этой книге можно найти описания смутно знакомой, но в высшей степени чуждой нам реальности, в котором некоторые объекты узнаваемы, а остальные обладают узнаваемыми именами, но вступают в несвойственные им отношения. Для удовлетворения возникающего любопытства каждый из разделов книги снабжен словарем терминов. Определениям почти удается объяснить то, что описывается в книге, но, в конце концов, они терпят крах. Не смотря на ясность и простоту формы и синтаксиса, этот текст находится на пределе человеческих возможностей постижения.
Запомните: слова, которые мы произносим, если их не истолковывать колебаниями проволоки и струн, натянутых поперек рта, не более чем болтовня о погоде".

Уильям Гэддис "Распознавания" (The Recognitions)

-5
"Книга рассказывает о жизни Уайата Гвайона, сына кальвинистского священника из сельской местности Новой Англии; его мать умирает в Испании. «Семь смертных грехов» – знаменитая картина Иеронима Босха, принадлежавшая его отцу, вдохновляет молодого человека стать художником. Гвайон покидает Новую Англию и отправляется в Европу изучать живопись. Но, обескураженный встречей с продажным критиком и разочарованный своей карьерой, он возвращается в Нью-Йорк. Там он встречает богатого коллекционера и торговца произведениями искусства, который заключает с ним фаустовскую сделку. Гвайон должен создавать картины в стиле фламандских и голландских мастеров XV века (таких как Босх, Гуго ван дер Гус и Ганс Мемлинг) и подделывать их подписи. Коллекционер продает их как только что обнаруженные оригиналы. Основная часть романа происходит в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Герои произведения, за редким исключением, предстают словно неустойчивые элементарные частицы, возмущенные вакуумом и имеющие быстрое время распада. Они перегружены различными атрибутами литературного блеска, которые также недолговечны, но встречаются достаточно часто, чтобы помешать читателю заскучать. Маскарад социальных взаимодействий здесь временами весьма забавен, как своего рода игра, которая никогда не кажется сходящейся к равновесию, как своего рода комическое представление, характеризующееся устойчивым творчеством и сосредоточенными усилиями повысить температуру жизни, чтобы она всегда была жидкой и никогда не конденсировалась в твердое тело конформизма и традиции. Эта книга признана одной из самых сложных в мировой литературе".

Джордж Салис "Море вверху, солнце внизу" (Sea Above, Sun Below)

-6
"Перевёрнутая молния, группа странных парашютистов, воскрешения, тело матери, захваченное садом, водная телепатия, змеиный священник и многое другое. Этот роман является слиянием фантастических сюжетов, причудливых кошмаров и множества повествовательных нитей, которые образуют гобелен, изображающий хрупкость персонажей, балансирующих на грани безумия. Темы падения и полета, рождения, перерождения и реинкарнации, превращения перевернутого вверх дном мира, где ангелы вынуждены скрываться, а люди – раздвигать границы видимого и невидимого. Очарование техническими особенностями облаков, атмосферы, антропоморфных творений, переплетающиеся сюжетные линии, прокладывающие себе путь к искупительной кульминации. «Море вверху, солнце внизу» проникает в глубины подсознания, в коренные воспоминания предков, живущих в доисторические времена и мифы, которые лежат в самых глубоких тайниках разума любого человека. Экзистенциальный подход к сочетанию веры, одержимости, тонкой, как бритва, грани между жизнью и смертью (и постоянством), и захватывающее повествование, рассказывающее историю группы парашютистов, ставшей культовой и их последователей, пытающихся расшифровать, в чем же заключается опыт такой жизни".

Я бы взяла обе книги Лэнса Олсена, роман Гэддиса "Распознавания" и, пожалуй, "Смотровой картридж" Макэлроя. А вам какие книги приглянулись.

Ваша Ариаднина нить.