Найти в Дзене
Росатом Дзен

«Страна Росатом»: в Приэльбрусье любят погорячее. Открыт новый вид живучих бактерий


Открыт новый вид экстремофильных бактерий, которые выдерживают высокую температуру, концентрацию тяжелых металлов и питаются ядовитым метанолом. Ученые Объединенного института ядерных исследований и Института ядерных исследований РАН пророчат Cytobacillus pseudoceanisediminis большое будущее в деле очистки почвы и сточных вод. В детали нас посвятила автор исследования, начальник сектора молекулярной генетики клетки Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ Елена Кравченко.


«Все умрут, а я останусь»

Наш сектор был создан в 2019 году, когда Лаборатория ядерных проблем решила развивать направление наук о жизни. Как бы крамольно это ни звучало из уст сотрудника Института ядерных исследований, но если XX век был веком физики, то XXI век — ​век биологии.

У нас три основных проекта. Первый — ​изучение генов тихоходок. Эти животные — из серии «все умрут, а я останусь». Не боятся никаких экстремальных условий и обладают очень высокой радиорезистентностью, например выживают после облучения гамма-квантами и протонами в дозах до нескольких тысяч грей. Для человека летальная доза — ​около 10 Гр.

В одной работе мы переносили гены, которые участвуют в развитии радиорезистентности у тихоходок, в модельный организм — ​плодовую мушку дрозофилу — и культуру клеток человека. И наблюдали за тем, как растет у них устойчивость к ионизирующему излучению. В культуре клеток человека она выросла в шесть раз. Такие исследования могут помочь повысить радиорезистентность организмов, применяемых в биотехнологии (бактерий, грибов и т. д.), сельскохозяйственных растений и животных и в перспективе даже сделать возможной пилотируемую миссию на Марс — ​сейчас космонавты не выдержат те дозы радиации, которые они получат за время полета к Красной планете.

Другой наш проект — ​исследование влияния пониженного радиационного фона на живые организмы. Мы все знаем, что высокая доза радиации опасна и в конечном счете может привести к преждевременной смерти. Но что будет в обратной ситуации, если естественный радиационный фон, в котором мы живем миллионы лет, выключить? Эти работы мы выполняем совместно с Баксанской нейтринной обсерваторией ИЯИ РАН в Приэльбрусье с подачи коллег из Китая и Италии, которые были очень оптимистично настроены, считали, что снижение фоновой радиации окажет положительное воздействие на организм, и даже хотели строить подземные низкофоновые лечебницы. Мы провели эксперименты и показали, что снижение естественного радиационного фона, по всей видимости, никак не влияет на организм.

И третий проект — ​изучение экстремофильных микроорганизмов из шахты Баксанской обсерватории.


Полный материал читайте
в отраслевой газете «Страна Росатом».