Найти тему

"Шоколад" (Chocolat), или Вкусно о жизни

Фильм Лассе Халльстрема "Шоколад" - это отличный пример того, как можно экранизировать книгу, более менее сохранив сюжет, но несколько изменив тональность. Если вы читали роман Харрис, по которому поставлена эта лента, то обратили внимание на две вещи: первое, что действие там происходит в условные "наши дни" (режиссер перенес его в 1958 год) и что он гораздо жестче фильма (Халльстрем относится с доброй иронией к тем персонажам, которые Харрис обличает).

Эти два приема позволили режиссеру создать фильм, в котором смешались воспоминания о прошлом, легкая грусть и запах шоколада. Халльстрем говорит нам о том, что люди в целом неплохие, просто они могут ошибаться. Единственный действительно отрицательный персонаж - это Серж Мюскат, абьюзер. Остальные герои просто не очень четко видели других людей до того, как в маленький французский город приехала Виенн Роше и открыла там лавку шоколада.

-2

Если бы в фильме все эти события происходили в 2000-м году, то, в принципе, можно было бы придать легкий романтический им флер. Собственно, в нашей картине "Чебурашка" так и сделали. Но Халльстрем перенес действие на 42 года назад, показав ту эпоху, которая... никогда не существовала. Ибо 1958-1959 гг. - это самый разгар войны в Алжире, через которую прошли практически все французы, родившиеся в 1934-1942 гг. Откосить от отправки в Африку было практически нереально, для этого нужно было либо иметь брата, уже воюющего там, либо 2 детей, либо быть сиротой, у которого отец погиб на войне. Кроме того, это время новых веяний в литературе, кинематографе и искусстве. Но это в фильме тоже не отражено никак. То есть, режиссер показал не реальную жизнь того времени, а некий выдуманный мир. Зато он очень красив. В нем женщины одеты в наряды нью лук, в нем дети носят короткие штаны, играют в обруч и почтительно приветствуют взрослых, а горожане живут в на диво живописном месте (фильм снимался в городке Флавиньи-сюр-Озрен, входящем в список самых красивых городов Франции0).

Каролина (К.-Э. Мосс).
Каролина (К.-Э. Мосс).
-4

И вот в этот старомодный мирок врывается яркой звездой Виенн, которая носит красные туфли, а не черные, как все, которая имеет дочь (хотя она мадемуазель, а не мадам), которая общается с "отбросами общества", которых отвергает приличные люди.

Виенн (Ж. Бинош).
Виенн (Ж. Бинош).

Между тем, даже встав на сторону Виенн, режиссер по доброму смотрит на других персонажей, в конце концов приведя их к прозрению и к обретению. Молодой священник нашел свое видение мира, Жозефина (ну нет во Франции имени Джозефина!) - свободу, Каролина - любовь сына.

Отец Анри (Х. О'Конор).
Отец Анри (Х. О'Конор).

В этом мире даже смерть стала даром, ибо у Арманды она была легкой.

Арманда (Д. Денч).
Арманда (Д. Денч).

При этом режиссер не только показывает, что добро можно творить самому, но и что деньги, безусловно, важны, но они, в сущности, не самая главная вещь в этом мире. Посмотрите, как красиво сняты "речные крысы", с какой любовью показан их вожак. Между тем, все его вещи стары или старомодны: гитара куртка, керосиновая лампа. Свечи были бы перебором, слишком сладким штрихом, а лампа-молния - в самый раз.

Ру (Д. Депп).
Ру (Д. Депп).

У Халльстрема тоже можно встретить иронию. Но она мягкая. Вот как показано сходство внешности и характеров графа де Рейно и его предка, мэра города (и тоже графа де Рейно).

Де Рейно (А. Молина).
Де Рейно (А. Молина).
-10

Резюме: очень приятный фильм, хотя и не самая точная экранизация.

Картинки с сайта: https://www.imdb.com/

.