Признаться, я даже не знаю, как начать восхищаться этим сериалом. Просто написать, что я от него в восторге, это не передать и малой доли моего удовольствия. Начинать же расписывать причины моего очарования им – это написать огромное полотно текста, которое чаще всего отпугивает случайных посетителей моего канала. А не попробовать ли мне уложить свою тягу к многословию в прокрустово ложе современных пользователей гаджетов? (Подсказка: ничего не получится и это еще один длинный текст, так что считайте это предупреждением).
Сюжет. Чарльз Сэведж (75, вышедший в тираж актер, чей звездный час пришелся на начало 90-х, когда он снимался в девяти сезонах полицейского сериала «Бразос», типичный житель Нью-Йорка), Оливер Патнэм (примерно ровесник Сэведжа, когда-то известный бродвейский режиссёр с раздутым до размеров галактики эго, нынче прозябающий в забвении, типичный житель Нью-Йорка) и Мэйбл Мора (26, дизайнер без работы, вместилище всяческих психологических проблем, типичный житель Нью-Йорка) соседи в кондоминиуме «Аркония», одном из старейших жилых домов в центре Нью-Йорка. Как любые типичные нью-йоркцы, они терпеть не могут всех остальных типичных нью-йоркцев, включая собственных соседей, и живут в собственных замкнутых мирках, изображая в лифте и на улице напускное дружелюбие, и становясь самими собой, как только отгораживаются от мира входной дверью квартиры.
В их жизни всё меняется, когда в "Арконии" при таинственных обстоятельствах (ну, а какие еще могут быть обстоятельства) уходит из жизни один из их соседей, Тим Коно, который даже на фоне типичных нью-йоркцев выделялся своей неуживчивостью и антипатиями к типичным нью-йоркцам. Полиция закрывает дело ввиду явных признаков самоубийства. Совершенно не похожие друг на друга, Чарльз, Оливер и Мэйбл под давлением обстоятельств объединяются в одну команду, чтобы расследовать это самоубийство, потому что уверены в убийстве, ведь они все трое за час до трагедии ехали с Тимом в одном лифте, а он явно не производил впечатление человека, замыслившего такое. Параллельно они начинают записывать подкаст о ходе расследования, так как все трое – фанаты известной подкастерши Синды Кеннинг, прославившейся своим расследованием таинственного убийства в Оклахоме. Теперь они не только хотят вычислить убийцу, но и раскрутить собственный подкаст, так как для Оливера – это шанс вернуться из забвения, для Чарльза – шанс хоть как-то добавить жизни в собственную жизнь, а для Мейбл – шанс избавиться от прошлого, которое не даёт ей идти вперёд.
Жанр. Это комедийно-детективный сериал в классическом виде и комедии, и детектива. Театральный режиссёр в отставке, старый и вышедший в тираж актёр и безработная дизайнер интерьеров занимаются тем, чем должны заниматься полицейские, а именно опрашивают соседей, ищут информацию, улики, анализируют, строят и проверяют версии. Оливер (режиссер) мнит себя знатоком человеческих душ, Чарльз (актер из старого детективного сериала) ведёт себя так, как ведут себя киношные копы, полагая, что и в реальности копы ведут себя так же, Мейбл, рассудительная от природы, сглаживает углы и старается удержать этих двух стариков в рамках суровой действительности, так как она единственная из троицы, наделённая врожденной рассудительностью и интуицией. Усилий Мейбл не всегда хватает, Чарльз и Оливер постоянно попадают в неловкие ситуации, но именно благодаря тому, что опыт ОРД (оперативно-розыскная деятельность) у них отсутствует, их расследование продвигается вперёд, пусть и по очень причудливой траектории.
Детективная составляющая.
Честно признаюсь: кто убийца, я понял только в начале 11 (финального) эпизода первого сезона. Кто убийца во втором сезоне, я догадался только в предпоследнем эпизоде. И могу сказать: меня детективный аспект устроил полностью. На пути к разгадке Чарльз, Оливер и Мейбл постоянно находят улики, казалось бы полностью изобличающие их очередного подозреваемого, от их внимания не защищен даже Стинг (да-да, в первом сезоне одного из жильцов Арконии, певца и композитора Стинга, играет настоящий живой Стинг); однако подозреваемые один за другим оказываются оправданными. На настоящего убийцу ничто не намекает (за исключением одного момента, просто откровенно указывающего на убийцу, но поверьте, большинство из нас этого просто не поймут ввиду отсутствия специальных познаний, а когда поймут, нам уже об этом расскажут сами Чарльз, Оливер и Мейбл). Так что в «Убийстве в одном здании» повесить вину на садовника уже в первом эпизоде не получится. Кроме того, соблюдено главное правило хорошей детективной истории: даже 100-процентные улики не гарантируют успеха в установлении убийцы.
Юмор.
Пожалуй, комедийная составляющая – самое мощное оружие сериала. Это и не мудрено, ведь «Убийство в одном здании» стал бенефисом сразу для двух легендарных комиков, чей кассовый рассвет пришёлся на лучшее время для голливудских комедий – на 80-е и 90-е года прошлого века, Стива Мартина и Мартина Стива Шорта. Но любой, даже гениальный комедийный актер, вряд ли сможет раскрыться, если не будет достойного сценария. Слава Богу, аксакалам голливудского кинематографа дали такой современный материал, который позволил им идеально вписаться в современные теле- и кинотренды, выглядеть на экране свежо и актуально, и выдать просто мастер-класс комедийной актерской игры, а нам, зрителям, вспомнить, что такое тонкий и умный юмор.
Здесь нет сортирных шуток. Это не значит, что сюжет рафинирован и выхолощен (напротив он откровенен, как и наша жизнь), просто в сериале нет пошлятины и безвкусия, зато имеется чувство меры.
Нелепые ситуации, в которые попадают персонажи, логичны и вытекают из главной предпосылки сюжета: три человека занимаются делом, в котором они ничего не знают, будучи уверены, что они об этом деле знают всё. И зачастую из таких ситуаций им удаётся выйти победителями только потому, что никто еще не отменил закон «Новичкам везёт».
Грамотно используется идея с записью и ведением подкаста. Это практически отдельная сюжетная линия, дополнительно насыщающая сериал юмором. В неё вместились и тема старшего поколения, вынужденного осваивать современные приложения, и тема перехода нашей обычной жизни в цифровое пространство, и тонкая насмешка над одержимостью гаджетами, но и вполне здравая мысль: общество развивается, и не важно, одобряешь ты пути, по которым общество идет, или не одобряешь, но если ты не хочешь остаться на его задворках, будь любезен, иди в ногу со временем.
Дополнительные сюжетные линии.
Так как формат телесериала предполагает в сюжете наличие не только основной, но и дополнительных историй, «Убийство в одном доме» следует этому правилу и в качестве дополнительных здесь выступают истории главных героев. Они позволяют не только раскрыть героев, но и объяснить их мотивацию, логику их мыслей и поступков, добавить душевности и эмпатии к персонажам. Сделано все на высшем уровне, а не для галочки, благодаря чему основная история, расследование убийств, приобретает массу новых граней, и ни о каких сериях-филлерах речь не идёт (содержание таких серий не имеет отношения к развитию сюжета, а служит дополнительным контентом, растягивающим хронометраж, а значит, увеличивающим рекламные показы).
Актёры.
Как уже стало понятно, в сериале на главных ролях заняты актёры, чьи имена делали кассу комедиям 80-х и 90-х годов. Харизматичные и характерные комики, Стив Мартин и Мартин Шорт получили шанс напомнить одним поколениям о себе, а другим, тем, что посвежее да помоложе, показать, что такое настоящая комедия. И Шорт (Оливер Патнэм), и Мартин (Чарльз Севедж) создали уникальные образы для современного кинематографа, которые вобрали в себя по нескольку архетипов нью-йоркцев.
Чарльз Сэведж из-за своей неуверенности и самомнительности после взлета актерской карьеры в начале 90-х, затем просто упускал все возможности одну за одной, как в актерской карьере, так и в личной жизни. Он очень нетипичный типичный нью-йоркец, замкнувшийся в своем мире не от того, что он мезантроп и презирает окружающих, а от того, что слишком человечен в городе, где нельзя таким быть (если Москва слезам не верит, то Нью-Йорк просто затопчет). И этот трагичный рефрен в образе комедийного персонажа придает ему глубину самого драматического качества. Но не стоит переживать – расследование убийства и запись подкаста придадут ему тех самых сил, благодаря которым он вдохнёт свежего воздуха и наконец выберется из своего мирка.
Оливер Патнем – противоположность Чарльзу. Один раз поставив когда-то мюзикл на Бродвее (провальный, и история провала в изложении самого Оливера – это отдельный скетч, вызывающий гомерический смех), он навечно вписал свое имя в число величайших театральных деятелей Америки, по крайней мере он в этом уверен. Отсюда его чудовищный эгоцентризм, зашкаливающее ЧСВ (Чувство Собственного Величия), его непоколебимая уверенность в себе, как в выдумщике, потрясающем рассказчике и человеке, наделенном всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. Каждый раз, попадая впросак, он так же неуклюже пытается из него выкрутиться, часто активируя цепочку самых невероятных последствий. При этом Оливер очень симпатичен в этих своих недостатках. Как и у Чарльза, в его образе есть антитеза – в душе он осознает, что он неудачливый отец, и посредственный режиссер, чей успех давно позади, но активно играет роль на публике, отгораживаясь от горькой правды. Поэтому для него даже больше важен подкаст, чем собственно истина, и он делает всё, что и должен делать режиссёр, стремящийся привлечь внимание к своему новому проекту.
Мейбл – единственное разумное начало в этой неуклюжей следственной группе. Надо отдать должное и создателям сериала, и Селене Гомес – Мейбл именно так и задумывалась, как некий балансир комедийной составляющей, а Гомес отлично с этой ролью справилась, не пытаясь переиграть матерых Шорта и Мартина. Её драматическая линия в сериале – самая драматическая, потому что её персонаж не комичен и не призван генерировать шутки, напротив, Мейбл это собирательный образ жителей Нью-Йорка, с их страхами, болью, психозами, неврозами, подавленными воспоминаниями и прочим багажом современного жителя мегаполиса. Честь и хвала Селене Гомес за то, что она своим присутствием в кадре идеально обеспечивает баланс смешного и трагичного, благодаря чему сериал не превращается в бесконечную череду гэгов, сопровождаемых истерическим зрительским хохотом за кадром (впрочем, тут его нет в принципе). В этом балансе редкая для телевизионного проекта кинематографичность, свойственная полнометражному кино, и весомая доля этого достижения принадлежит Селене Гомес.
Нюансы.
Потрясающий актерский состав. Кроме Мартина и Шорта, в сериале постоянно или эпизодически появляются уже упомянутый Стинг (он отлично поиздевался над самим собой и мнением публики о нем), Тина Фей, Нейтан Лейн (просто шикарнейший образ заклятого друга Оливера), Майкл Раппопорт, Эми Шумер (в роли Эми Шумер), Пол Радд (Человек-муравей тут получил подобающую муравью микроскопическую по хронометражу роль на последних минутах последнего эпизода второго сезона, однако значение роли трудно переоценить, ведь она становится мостиком в третий сезон). Ну, и второй сезон подарил зрителям постарше еще одну возможность увидеть Ширли Маклейн, а зрителям помладше – познакомиться с удивительной актрисой, которая даже свои 88 лет выдает такую игру, на фоне которой Мартин и Шорт смотрятся школьниками.
Отличный саундтрек. Титры в конце каждого эпизода сопровождаются композициями тех стилях, которые накрепко связаны с Нью-Йорком – джаз, блюз, соул, ритм-энд-блюз.
Незримое, но постоянно ощущаемое в кадре присутствие актера, чью роль безо всяких оговорок можно отнести к главным – город Нью-Йорк. Даже те, кто никогда не был в этом городе, узнают его атмосферу и почувствуют его присутствие с первых же минут первой серии, и это дорогого стоит. Так снимают Скорсезе, Аллен, когда зритель даже без подсказок уверенно назовёт Нью-Йорк местом развития событий. Этот город просто бурлит в каждом эпизоде сериала, не оставляя зрителю никаких шансов не влюбляться в него снова и снова, это не случайность а именно тот акцент, которого намеренно добивались создатели сериала.
Есть ли минусы у «Убийства в одном здании»? Да, есть. К сожалению, пресловутая повесточка не обошла сериал, и вокруг главных героев сосредоточилось просто необъяснимо большое количество гомосексуалистов и лесбиянок. Есть даже бодипозитивная (то бишь безразмерная) чернокожая лесбиянка-коп с эко-младенцем. К сожалению, это данность текущих кино- и телереалий. Но нужно отдать должное создателям сериала: наличие среди персонажей представителей меньшинств не носит здесь никакой политической подоплёки и социального контекста, не пропагандирует ценности ЛГБТ и никак не выделяет этих персонажей на фоне остальных, это, видимо, действительно данность мегаполисов, ведь чем ближе в глубинку, тем меньше геев. Трактористу Джону или лесорубу Майклу просто некогда задумываться о своей идентичности, в отличие от жителей главного мегаполиса планеты Земля. Так что остаётся порадоваться за Чарльза и Оливера, которые сохранили старую добрую гендерную идентичность и верность своему полу.
Заключение.
«Убийство в одном здании» - настоящий детектив, очень смешная комедия и отличный сериал. Замечательные комедийные актёры, прекрасный сценарий, позволяющим этим актерам реализовать весь свой потенциал, увлекательная детективная история о поиске убийцы с непредсказуемыми твистами, пронизанная тонким, умным и добрым юмором, глубина повествования, основанная на грамотном использовании драматических моментов, в нужной степени разбавляющих комедийную составляющую – всё это про «Убийство в одном здании». Смотреть его можно в любое время суток, в любом настроении, стоя, сидя, лежа. Я, правда, убрал один балл и поставил девятку на Кинопоиске, но только потому, что десятки достойны лишь по-настоящему идеальные проекты (и их в нашей семье ставит дочь своим мультфильмам), а девятку я и так почти никому не ставил.
Закончить же этот обзор хочется фразой одного из героев – не бойтесь делать глупости, только так Вы чего-то добьётесь.
p.s. Для тех, кому понравится сериал и качество его юмора, рекомендую почитать мои обзоры на лучшие комедии того времени, из которого Стив Мартин и Мартин Шорт шагнули прямиком в одно здание с убийствами:
Часть 1
Часть 2
Часть 3