В 2023 году в регионах России на автомобильных дорогах вводятся ограничения на движение большегрузов в весенний период - во время активного половодья, распутицы дорожная конструкция особенно уязвима. Сроки «просушки» трасс, как и в предыдущие годы, разнятся в зависимости от особенностей местности, климата, прохождения паводка и проч. Портал «ДорИнфо» публикует таблицу со сроками действия весенних ограничений для тяжеловесного транспорта в регионах страны, допустимыми осевыми нагрузками для беспрепятственного проезда, перевозками-исключениями и другими особенностями «просушки» автодорог. Как и ранее таблица будет дополняться и корректироваться по мере поступления информации.
Ограничить и сохранить
Весенние ограничения для большегрузов на региональных и межмуниципальных дорогах - это ежегодная мера, нацеленная на обеспечение сохранности автодорог в период неблагоприятных природно-климатических условий: активное снеготаяние и половодье приводят к переувлажнению грунта земляного полотна трассы. По данным РОСДОРНИИ, в таких условиях происходит снижение несущей способности дорожной конструкции до 50 %. Введение ограничения на проезд тяжеловесного транспорта позволяет сохранить региональные дороги.
Отмена ограничений?
С 2018 года ограничения в весенний период не вводятся на федеральных трассах. После этого отменили ежегодную «просушку» своих дорог и некоторые регионы (например, Московская область, ХМАО-Югра). Также многие субъекты отменили сезонные ограничения весной 2020 года ради обеспечения устойчивого развития экономики на фоне пандемии коронавируса и весной 2022 года в таких же целях на фоне введения зарубежных санкций.
Почему же нельзя отменить весенние ограничения во всех регионах, к чему это может привести? По данным РОСДОРНИИ, при отказе от «просушки» возникает высокий риск разрушения трассы за один весенний сезон. Отмена ограничений в регионах приведет к увеличению доли капитальных ремонтов автодорог, снижению транспортной доступности в субъектах страны, к проведению повсеместных ремонтов, социальному напряжению, снижению безопасности дорожного движения, а также к недостижению целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
И все-таки они действуют
В итоге не все, но большинство регионов РФ вводят каждый год весенние ограничения для грузовых автомобилей. За несколько недель-месяц до начала «просушки» профильное ведомство или правительство субъекта выпускает соответствующий документ (приказ/распоряжение) о введении сезонного ограничения на движение тяжеловесного транспорта в весенний (иногда и сразу в летний) период. Этот документ устанавливает запрет на движение по региональным и/или межмуниципальным дорогам без спецпропуска транспорта, нагрузки которого превышают допустимые. Предельные нагрузки могут быть установлены для конкретных участков дорог в черте региона, для осевых групп транспорта на всех трассах в регионе или даже одно значение общей массы машины на все дороги. Также документом устанавливаются сроки действия ограничений. В основном в регионах «просушка» вводится на 30 дней, но может быть продлена при нетипичном прохождении паводка, дождях или по другим причинам. Срок ограничений регионы определяют, ориентируясь на природно-климатические особенности местности, половодье, рельеф и состояние дорожной сети. Так, в центральных, южных регионах «просушка» начинается в марте, в ряде сибирских или северных - действует и в мае, а на Дальнем Востоке - может захватить и июнь. Территории одного региона также могут отличаться климатом и прохождением паводка, поэтому ряд регионов «делит» свои территории и утверждает не один общий срок «просушки» дорог, а несколько. Например, обычно так делают Амурская, Архангельская, Костромская области, Забайкальский, Хабаровский края, Республики Бурятия, Карелия, Коми и другие. Иногда сроки «просушки» разнятся в зависимости от типа покрытия дороги - такое деление обычно применяет Тюменская область.
Можно проехать
Вместе с тем в период действия весенних ограничений проехать может и некоторый транспорт, нагрузки которого превышают допустимые. Во-первых, для беспрепятственного движения по трассам в регионе можно получить спецпропуск, внеся оплату в счет возмещения вреда дорогам от проезда во время «просушки».
Во-вторых, регионы тем же приказом утверждают перевозки-исключения, на которые правила «просушки» не распространяются. Перечень таких перевозок может незначительно отличаться от региона к региону. Обычно к исключениям относят пассажирские автобусные перевозки, транспортировку продуктов питания, лекарственных препаратов, семян и удобрений, кормов, животных, почты и почтовых грузов, ГСМ, грузов для ликвидации ЧС и происшествий, дорожной техники и дорожных материалов, а также транспортные средства органов власти, в которых законом предусмотрена военная служба. В некоторых регионах под ограничения не попадают коммунальная и сельскохозяйственная техника, в некоторых - машины деревообрабатывающих предприятий, в некоторых - транспортировка нефтепродуктов, газовых труб и др. Дополнительные перевозки-исключения зачастую власти субъектов утверждают, чтобы поддержать местные производства и перевозчиков. Примечательно, что до 2023 года в перечне исключений обычно значились международные грузоперевозки, в этом году в большинстве выпущенных на момент публикации приказов об ограничениях такого пункта нет.
Кроме того, бывают внутри регионов и дороги-исключения, на которых, не смотря на региональный или межмуниципальный статус, весенние ограничения не действуют. Например, в Новосибирской области уже несколько лет вводятся грузовые коридоры - дороги, связывающие федеральные трассы, по которым грузовики транзитом могут беспрепятственно проезжать во время «просушки». Также дороги-исключения обычно предусмотрены в Волгоградской, Тульской и Курской областях.
На сайте ДорИнфо (https://dorinfo.ru/stat/infografika/ogranicheniya-dlya-bolshegruzov-vesna-2023/) опубликована таблица сроков действия весенних ограничений для большегрузов на дорогах в регионах России в 2023 году и особенностей «просушки» в каждом субъекте. По мере поступления информации таблица будет дополняться и корректироваться, как и в предыдущие годы.