Найти тему

Отвергает ли Коран христианскую Троицу?

Оглавление
"Ветхозаветная Троица". Три ангела, символизирующие Лица Пресвятой Троицы
"Ветхозаветная Троица". Три ангела, символизирующие Лица Пресвятой Троицы

Нам часто приходится слышать споры разных религиозных групп и сект, которые отвергают одну из частей единого Откровения Бога человечеству. В их спорах, помимо надутого пустословия (2 Пет. 2:18) и нескрываемой ненависти, мы иногда можем услышать реальные доводы и даже (!) отсылки на Священные Писания. Цитаты спорщиков при этом почему-то сопровождаются обширнейшим комментарием от себя и целым ворохом додумываний и пустых, не исходящих непосредственно из текста, предположений. И как бы они не убеждали нас, что, дескать, они-то говорят всё правильно, а их оппонент заблудший нечестивец и еретик, мы рискнём не поверить им и проверим всё сами в Духе Святом со спокойным рассуждением и здравомыслием.

В этой статье мы затронем извечный вопрос, на котором было сломано не мало копий представителей разных религиозных организаций, – это вопрос о Боге, о Пресвятой Троице.

Касательно этого вопроса представители христианства и ислама (те из них, которые отвергают часть Откровения) грызут друг друга не одно столетие и так и не могут сами ничего понять и других убедить. Чаще всего их аргументы (за или против) до ужаса примитивны, глупы и неглубоки... Отвергнув одно из Писаний (Библию или Коран) они заблудились в собственных предположениях и дали превратное толкование.

Их ошибка заключается в том, что они не вняли Божьему повелению, записанному в Коране: "...Веруйте в Бога, Его посланника и Писание (Коран), которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде (Библию)..." (4:136). И по упёртости своей и жестокосердию они не захотели посмотреть на Коран как на Писание, которое подтверждает Библию и во всём согласно с ней, – в этом обличает их Всевышний Аллах: "Он ниспослал Писание (Коран) с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Тору и Евангелие... Воистину, тем, кто не верует в знамения Аллаха, уготованы тяжкие мучения..." (3:3-4) Даже угроза тяжких мучений от Аллаха не заставила их испугаться и послушаться повелений Господа, и они продолжили разделять единое Откровение, веруя в одну его часть и отвергая другую...

Последствием такого разделения и отвержения явилось то, что коранические аяты перестали истолковываться в свете Библии и были поняты как попало, как кому хочется. Как это не удивительно для нас, но до сих пор множество христиан и мусульман повторяют друг за другом одну и ту же ошибку – что, дескать, Коран не согласен с Библией и напрочь отвергает принятое в христианстве понимание Бога как Пресвятой Троицы. Хотя это странное утверждение. Посудите сами, стал бы в таком случае Коран называть себя "подтверждением прежних Писаний"?

Не очень понятно, что является следствием таких выводов: то ли им вообще неизвестно, из каких Лиц состоит Пресвятая Троица, то ли они не разобрались в двуприродности (двусоставности) Иисуса Христа, то ли просто запутались в терминологии и языке понятий, а может и вовсе хотят нас обмануть намеренно и нагло ввести в заблуждение.

Давайте же чистым и незатуманенным ложью оком посмотрим на текст Священного Корана и выясним, что там на самом деле говорит Бог о Себе Самом и христианской Троице.

Спор об одном аяте...

Итак, копья спорщиков чаще всего скрещиваются относительно одного-единственного аята Корана:

О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и Духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!». Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем! (4:171, перевод Кулиева)

Нечестные люди, глядя на этот аят, сразу же цепляются за слово "Троица" и спешат сказать: о, видите, здесь Бог порицает христианскую веру в Троицу, значит Библия не права (или Коран лжёт)...

Но мы призываем вас не торопиться! Давайте сначала выясним, какая вообще троица здесь имеется ввиду? Ведь различных троиц в мире великое множество! О какой из них говорит Бог? Взяв арабский оригинальный текст, мы увидим, что слово, переведённое как "Троица", – это слово ثَلَاثَةٌ (thаляthатун) – что означает просто "три"! То есть ни о какой "Троице" в привычном нам понимании, о которой мы привыкли слышать от христиан, здесь речи вообще не идёт. Если кто-то не знал, христианская Троица — это Отец (Бог), Сын (Слово Бога) и Святой Дух... В данном аяте вообще не упоминается Святой Дух, а говорится только об Аллахе, Исе и Марьям. Потому крайне глупо относить слово "три" к христианскому пониманию Бога.

Действительно, другой аят Корана полностью подтверждает наше объяснение и даёт правильное толкование слова "три" в данном контексте:

Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное. (5:116)

Видим, что Всевышний Аллах повелевает только не признавать Ису и Марьям "двумя богами наряду с Аллахом", то есть "три" в 4:171 – это Аллах, человек Иисус и Мария — вот и всё толкование того аята, из-за которого представители разных религиозных группировок готовы уничтожить друг друга...

Нам не известно, встречали ли вы в жизни людей, которые верили бы в этот абсурд, то есть признавали бы человека Иисуса и Его матерь "двумя богами" вместе (наряду) с Единым Богом? Лично нам не доводилось встречать таких...

Мы также не видели в христианском богословии никаких даже намёков на то, что человек Иисус (Его человеческая сторона) является Богом или является частью Троицы. Мы знаем только, что вечное Слово Аллаха имеет божественную природу и неотделимо от Аллаха, но про человеческую природу Христа (о которой и говорит чаще всего Коран) никто не говорит, что она божественна и должна почитаться наравне с Аллахом. А если кто и говорит так, то его слова противоречат не только официальному христианскому богословию ("Бог не человек... и не сын человеческий", – Числа 23:19), но и вообще какому бы то ни было здравому суждению (ибо как может человеческая природа быть равной божественной)? Такой абсурд неприемлем никем, кроме язычников, обожествлявших тела людей.

Итак, Бог в Коране предостерегает от языческого обожествления людей, а не от христианского библейского учения о Троице.

Где христианская Троица в Коране?..

А что мы говорим правду, вы сами можете легко убедиться, прочитав внимательно Коран. Ни единым словом или намёком святая эта книга не ставит под сомнение существование Аллаха, или Его Слова, или Святого Духа, которые и являются Лицами настоящей христианской Троицы.

О том, что "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32:6), говорит также и Коран: "Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается" (2:117). В в том, что Слово Аллаха живое и обладает свойствами Личности, мы уже убедились из 171 аята 4 суры, где Слово названо Духом (рух). Можете сами проверить: никогда Коран не использует слово "рух" (дух) в смысле ветра или силы, разливающейся в воздухе, а только для обозначения живой личности.

Вот, например, ангел Гавриил (Джибрил) назван "духом": "...Мы же послали к ней (Марии) Нашего духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека" (19:17). Никому и в голову не придёт назвать живого ангела лишь "ветром" или энергией, разлитой в воздухе. А почему в таком случае некоторые дерзают живое Слово Аллаха называть какой-то неживой "энергией"? Нам же, уверовавшим, вполне ясно, что Слово Аллаха – это Личность, которая творит мир (читайте выше Коран 2:117) вместе с Аллахом и неразрывно соединена с Ним.

О Святом же Духе и о Его статусе мы можем прочитать в истории сотворения Адама: "...Когда же Я придам ему (Адаму) соразмерный облик и вдохну в него от Моего Духа, то падите перед ним ниц..." (15:29) Как видим, Святой Дух даже участвует в сотворении человека. И ещё когда нечто от Него вдыхается в человека, то Аллах повелевает почтить Свой Дух в Адаме поклонением. А теперь скажите: если Дух Святой (Дух Аллаха) не обладает божественностью, то как можно Ему поклоняться, если поклоняться можно только Аллаху – о чём мы постоянно читаем в Коране ("...Тебе (Аллаху) одному мы поклоняемся...", – 1:5)? А что Дух – Личность, мы уже показали на примере Гавриила, который тоже назван духом.

Здесь ещё следует заранее отсечь измышления тех, кто говорит, что Святой Дух – это ангел Джибрил. Снова внимательно посмотрите на 29 аят 15 суры: Аллах вдыхает в Адама "от Своего Духа", то есть от Своего Личного, нераздельного с Ним, Духа, а потом повелевает почтить Его поклонением, которое надлежит воздавать только Аллаху! Невозможно представить, чтобы дыхание человеку вместо Творца дал ангел, а потом ещё надо было воздать ему божеские почести...

Каков же вывод?

После исследования Священного Корана, мы вполне ясно (исходя из самой книги, а не ложных измышлений!) доказали, что данное Писание ни в коей мере не отрицает и не умаляет христианское представление о Боге как о Троице. Если и сказано не говорить "три" (4:171), то это сказано лишь о неправильном, еретическом представлении некоей неизвестной сегодня христианам "троицы", состоящей из Аллаха и двух богов: человека Исы и Марьям.

Если же говорить именно о христианской Троице, то Коран ни в коем случае не отвергает Её. Наоборот, говорится там и об Аллахе, и о Его Слове, и о Святому Духе, – а это и есть ТРОица истинная, христианская. Следовательно, нет никаких противоречий между богословиями Библии и Корана, просто где-то сказано о Божьих истинах кратко, а где-то более подробно. Так Бог делает, "чтобы испытать нас тем, что Он даровал нам" (5:48) – будем ли верить во все Его Писания, или найдём мнимые противоречия и отвернем их, то есть Его истину и погибнем?... Каждый решает этот вопрос для себя сам, но его решение обязательно явится вместе с ним перед престолом Божьим в Судный день...

Богу же нашему, в Троице единому, Аллаху, Его Слову и Святому Духу, да будет вечная слава, честь и поклонение во веки веков, аминь!