Якутия | Транссибирская экспедиция-2021. По зимникам до моря Лаптевых

Часть2. Тикси, «Бухта встреч» - дорога домой!

Поздний завтрак. Осмотр и прогулка по поселку, погода просто идеальная -22, и почти нет ветра, а еще за три дня до этого дул знаменитый юго-запад, которым славится Тикси. Здесь же, возвращаясь к Певеку отмечу, что там самым сильным считается южак - южный ветер. Несмотря на наличие заброшенных домов, Тикси производит благоприятное впечатление - много магазинов, кафе, есть новый кинотеатр и спортивный центр, сувенирная продукция и не одна кулинария со свежим хлебом и выпечкой. Цены, конечно, выше, чем на материке, особенно на овощи и напитки, но ниже, чем на Чукотке. Дороги между домами переметены сугробами по 3-5 метров, прочищено лишь несколько улиц. Кто-то из участников отдыхает с дороги, кто-то гуляет; наши доблестные руководители-водители занимаются ремонтом и подготовкой машин к обратной дороге. Почти полным составом посетили музей Усть-Ленского заповедника под руководством Гукова Александра - такой коллекции экспонатов и экспозиции могут позавидовать крупные столичные музеи. Провели в музее более 3-х часов, настолько был интересный рассказчик и предоставленная возможность прикоснуться к истории, увидеть первые окаменелости, потрогать шерсть мамонта и подержать бивень, изучить фото и предметы первых поселенцев и участников арктических экспедиций. Пресс-атташе группы - профессор Яковлев, получивший столь высокий статус за мастерство пера, оставил памятный отзыв от всей команды. За вечерним ужином под жаренного омуля с картошкой и праздничными напитками, открывая карту, пришло понимание чего-то грандиозного и масштабного. Как всегда времени в самом Тикси не хватило. Завтра, пока погода позволяет, нужно выезжать в обратный путь. Трое из участников экспедиции улетают из Тикси, оставшиеся пятеро продолжат круиз по морю Лаптевых в обратном направлении.

Групповое фото в Тикси
Групповое фото в Тикси
Вид на Тикси
Вид на Тикси

На календаре 23 марта: прощаемся с участниками, вылетающими из Тикси, в 11 часов заливаем полные баки и бочки ДТ «Арктика» и выезжаем в сторону Найбы. Последние два дня заметно потеплело до -20 и, хотя проезжаем по морю тем же маршрутом, что и 21 марта, упираемся в трещину. Подъезжает местный УАЗ-буханка, который также едет в Найбу. Проехав вдоль трещины больше километра, находим место поуже и сооружаем переправу из дров. Ширина трещины сантиметров 40, но ходом не пройти, тем более с прицепами.

Первую трещину проходим быстро, но через несколько километров подъезжаем еще к одной - она уже пошире (примерно 70см), поиск объезда результатов не дал. Собираем переходную конструкцию из подручных средств, в ход идет запаска от прицепа, запаска от УАЗа и щит дсп, под низ подкладываем все те же дрова и проезжаем.

Насколько далеко может уходить трещина неизвестно, но по рассказам дорожников в январе на рождество участок льда между трещинами полностью унесло в океан. Частично обход опасных участков делают по берегу и затем ждут, когда море замерзнет и можно будет проложить зимник снова по льду. В остальном ехали ровно и часам к 6 вечера добрались до Найбы, где нас опять пустили переночевать в ту же квартиру.

Ледовая дорога
Ледовая дорога

Темп экспедиции в обратном направлении всегда более динамичен, выезды раньше, время в пути больше, остановок меньше. Это связано с небольшим количеством участников и уже знакомым маршрутом, большинство ночевок в машинах. Но мне нравится дорога, она всегда непредсказуема и я готова жить в машине в ожидании новых приключений. Так получилось и в этот раз - из Найбы выехали рано, попрощались уже надолго с местными жителями и лошадками. Без особых проблем проехали перевал и еще км 10 по льду, но потом встали – дорога закончилась. Вернулись обратно в Найбу в ожидании дорожников. И тут повезло, когда все уже морально были готовы к ничего неделанью и еще одной ночевке в Найбе, звонок дорожникам обнадежил, выяснили, что техника на зимнике в 20 км от нас. В 15 час радостно встречаем колонну из 3-х дорожных единиц и едем за ними до границы Булунского улуса. Предварительно звонили дорожникам соседнего Усть-Янского улуса и получили информацию, что они на р. Омолой, и едут в сторону моря Лаптевых. Ехать по прочищенному зимнику за колонной дорожников, наблюдая закат на море Лаптевых - очень красиво и романтично, но к сожалению, не долго.

Дорога закончилась ровно на границе улусов, а дальше набитая глубокая и снежная колея, еще и время опять перевели на час вперед. Решаем ехать, местами очень неуютно от мысли что делать, если сядем, ведь уже темно и холодно, а мужчин-копателей в экипажах мало, да и прицепы сзади болтает, как погремушки. В таком формате, вздрагивая и екая, проезжаем больше 20 км и вдруг видим далекий свет, движущийся нам на встречу. Массовый мираж не проходит, и мы отчетливо видим, как из темноты появляются очертания такого долгожданного "Кальмара" (К-700), прочищающего дорогу впереди нас.

Дорожная экспедиция
Дорожная экспедиция

Вот уж действительно в этот момент он как никогда был похож на гигантского кальмара, выползающего из морских глубин. Останавливаемся у пикета дорожников и, несмотря на позднее время - на часах уже больше 23 часов, - нас встречает приветливый бригадир Сергей с улыбкой и словами «мы вас ждали» и приглашает в свой теплый обустроенный вагончик на ужин. Почему-то этот вечер запомнился особенно: то ли домашняя уютная обстановка у дорожников располагала, то ли ощущение единения и человечности на самом краю света среди снегов и льдов, то ли внутреннее ощущение того самого смысла жизни в простых вещах и хороших людях! А еще на завтрак нас всех угостили тортом, поскольку у одного из дорожников был вчера день рождения. Мы тепло попрощались с Сергеем и его командой перед выездом. Быстро домчали до Хайыра, но заезжать не стали и сразу выдвинулись в сторону пгт. Усть-Куйга, где и заночевали в той же гостинице, но в соседнем блоке. На ужин натушили оленину с овощами, а командировочные ребята по соседству отдали нам пару пакетов рыбы, мы же их угостили фирменными домашними пельменями от Владимировича. А потом еще смотрели и фотографировали северное сияние, которое причудливо играло на ночном небе Арктики.

Утром принято решение, что дальше едем в сторону Батагая, вариант с возможностью прохождения по зимнику через пгт. Депутатское и далее по Индигирской трубе после разговоров с водителями и дорожниками исключили. Слишком сложный и непредсказуемый участок даже для грузовой техники, местами обширные наледи и требуется тракторная проводка. В Батагае ночуем в знакомой гостинице и утром, оставив еще одного участника изучать работу Якутских авиалиний, едем дальше вчетвером. С учетом перевода времени на час назад в районе обеда покидаем Заполярье и к 6 часам вечера выходим на р. Нельгесе в районе кафе «Чолбон». Останавливаться не стали – пельмени еще есть, супы в запасе и проехав часа 2, встали на ночевку в живописном месте под скалой на разъезде, заметно потеплело до -12. На небе полная луна и мистический зеркальный километраж 322223.

Заправка топливом из бочек
Заправка топливом из бочек

29 марта традиционно ранний выезд. Проехав оз. Эманджи, встали на обед и разговорились с проезжающими водителями Камазов про жизнь, машины, Арктику. Ребята сами с южных краев, но уже больше 20 лет работают на Севере и говорят, что север затягивает - пробовали уезжать к себе, но через какое-то время возвращались, и дело не в деньгах, а в том, что север не отпускает. И таких людей в тех местах встречается много - тех, кто приехал подзаработать на пару лет, но остается на все 20-25 назад. Вот так! На реке Делинья красивые вспученные льды на месте пустот стали еще краше и синее, но в этот раз все телефоны остались на месте. Заметно потеплело и стали вскрываться обширные наледи, мы успели их во время проскочить, тяжелой технике сложнее. Выехали с зимника в с. Тополиное в 19-40, на один день опоздали на праздник оленевода (проходил 26-27 марта).

Застряли на зимнике
Застряли на зимнике

Зимник пройден! Дальше уже начинается всесезонная дорога, можно выдохнуть и гадать как бы мы прошли наледи двумя-тремя днями позже, когда резко потеплело и что бы делали, если бы запуржило, и сколько ехали…..!? Но везет тому, кто везет, и вот 30 марта к обеду, проведя еще ночь машинах в районе р. Куталах, мы приехали в Якутск - в официальную точку старта и финиша экспедиции.

Дальше экспедиционные автомобили под управлением руководителя Юрочкина Дмитрия Сергеевича и Юрочкина Сергея Владимировича выехали домой в Барнаул. Им еще предстоит проехать более 4500 км.

Подводя итоги маршрута, можно отметить, что за 20 дней автоэкспедиции Якутск-Тикси-Якутск съедено 1500 пельменей и 80 л. супов, выпито N-ное кол-во «Ну что!», сожжено _очень много!!!__ литров солярки, пройдено почти 5000 км, из них почти половина пути - по водным артериям, в том числе по морю Лаптевых около 450 км. На реках много табличек «Пустоты» и «Наледи», на море таблички «Трещины». Если по болотам и кочкам хоть медленно, но можно ехать, то море непредсказуемо - все зависит от погоды и дорожников. Зимник вдоль побережья Северного ледовитого океана представляет из себя участки либо идеально ровной дороги, либо ее полное отсутствие, в зависимости от рельефа и ветров, разделяя таким образом дорогу на автобан и бездорожье. Прочищенные участки дороги забиваются за считанные минуты даже при небольшом ветре и поземке, дорожная бровка в данном случае выполняет функцию снегозадержания, превращая дорогу в непроходимое снежно-ледяное поле. Еще одна опасность на море - это трещины, образуемые за счет подводных течений и ветров, которые сложно объехать. Загруженность зимника после выезда с р. Яна в направлении Тикси низкая, очень редко попадаются встречные автомобили. Населенных пунктов мало, дорог между ними нет, в основном стоят на берегах рек или моря, но во многих есть аэропорты и существует регулярное авиасообщение с Якутском. Во всех населенных пунктах центральное отопление и есть сотовая связь, интернет не везде. Сами водители стараются выезжать на зимник колоннами за дорожниками, предварительно узнавая у них информацию о погоде, состоянии зимника и идет ли встречный транспорт. Дорожники в тех местах – основной гарант транспортной доступности. Если сравнивать с зимником в сторону Певека, то до Тикси гораздо больше хороших участков ровной дороги по рекам и морю, но при этом и больше непредсказуемых участков, включая трещины/наледи/пустоты, где нет объездов и все зависит от погоды.

Где-то в Арктике
Где-то в Арктике

***

А закончить хочется тостом:) "За всех за Вас, с кем прошли непростой путь и с кем ещё предстоят встречи, за всех, кто впервые встретился на пути, за нас авантюристов, за них организаторов - тех, кто реализует наши мечты и за всех путешественников!!! "

Все удалось, все сбылось, а ещё сколько всего неизведанного и манящего впереди! Долой грусть и горечь расставаний, Арктика необъятна и будут новые встречи за Полярным кругом и не только. Ведь когда людей объединяет общность интересов, потребностей, когда их мечты и помыслы сходятся, они вновь и вновь оказываются вместе в разных точках земного шара. Так что готовимся к новым путешествиям, и пусть в них будет место суровым будням и маленьким радостями, открытиям и даже разочарованиям - всему тому, что даёт нам эмоции и незабываемые впечатления, а главное наполняет нас, делая теми, кто мы есть!!!