Найти тему
Логопед Анна Полякова

Ребенок ничего не показывает на картинках, что делать?

Приходит множество вопросов на тему: "Ребенок не может работать с раздаточным материалом, в книжках ничего не показывает, карточки не воспринимает, как быть"?

Тревоги действительно серьезные, работать с материалом ребенка нужно научить как можно скорее. Задание покажи на картинке основа любого образовательного процесса. Обычно дети усваивают данную задачу к году.

Чаще всего первые навыки покажи применяют к частям тела. Ребенок показывает, где у него носик, глазки, ушки. Затем показывает, где глазки ушки у мамы и папы, и третьим этапом находит их у куклы на картинке. Здоровые дети будто усваивают данный навык сами, родители лишь периодически раз в 2 недели пару раз дают подобное задание, и вдруг их малыш все знает и умеет. Тут же по аналогии за глазками он показывает Курочку-Рябу, Колобка, а к 2м уже может рассказать сказку сам. С больными все обстоит иначе.

Представьте себе ситуацию, ребенок ушел в свой мир, его возраст близится к 7 годам, а он все сидит в углу и теребит веревочку. Он может вообще ничего не показывать и указательно жеста не иметь. Мама же уповая на 25 кадр, развесила по всем дому буквы и цифры, в надежде, что сын или дочка проснутся возьмет материал по возрасту. Специалисты ПМПК намекают, на глубокое УО, но мама и слушать не хочет.

-Глупости какие, он в 2 года уснул и проснулся таким вот отрешенным, скоро обязательно все станет как было, ведь все органы здоровы, и соматических проблем нет. Он где-то там внутри, под этой маской, важно достать моего ребенка.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

К сожалению, так это не работает. Чем дольше ребенок сидит в углу, не участвуя в образовательном процессе, тем больше он отстает от сверстников в умственном развитии. УО выставляют психиатры при задержке интеллекта более чем на 2 года. Когда в 7 лет, у ребенка все еще нет указательного жеста, речь не идет даже о легком УО, специалисты уже рассматривают более тяжелые его формы.

Работа с данным ребенком начнется с азов. Первым будет навык соотнесения одинаковых предметов. Малышу проще найти два совершенно одинаковых кубика, чем искать носик у мамы, папы и куклы. Догадались почему?

Думаю, ответ очевиден - зрительный ориентир. Когда Вы ориентируетесь на одинаковое ребенок зрительно выделяет 2 абсолютно похожих предмета и соотносит их. При фразе покажи глазки у мамы, носик у куклы, в данную схему вступает речь. Очень многие дети с сенсорной алалией просто не различают человеческий голос и данные команды им не понятны. Ребенок не может сориентироваться, что же от него ждут. Как решить данный вопрос. Показываем носик на себе, а затем объясняем ребенку, что нужно найти тот же предмет на картинке, или на кукле. Таким малышам основной ориентир нужно делать именно на зрительную и сенсорную поддержку. При этом рот у мамы или педагога должен не закрываться, поскольку мы все-таки стремимся запустить слуховое восприятие мозга. Речевые команды должны быть максимально простыми, состоящими из одного слова или звукоподражания. Сначала реакция у ребенка будет отрешенной. Далеко не с 1 и даже не с 5 раза малыш, наконец поймет, что от него требуется.

Система я только периодически спрашиваю и тестирую умения с подобными детьми не работает. Здесь в основе лежит терпение и постоянный, кропотливый труд. Поначалу, будет казаться, что вы общаетесь со стеной или пустотой. Безучастный вид, отрешенный взгляд, но постепенно ребенок подключится к процессу. Занятие должны быть ежедневными. Начинаться от 5 минут, и увеличиваться исходя из возраста. Пока ребенок не освоил азы, ни о каких дебрях и науках говорить нельзя. Оттачиваем части тела и будем работать только с ними, пока малыш не освоит принцип взаимодействия. Когда система станет ему понятна, можно расширить познавательный потенциал, к примеру, изучать не только цвета, но и формы одновременно.

Отсутствие указательного жеста одним пальцем считается признаком аутизма, и родители всегда проявляют не дюжее рвение в выработке данного навыка. Это прекрасное стремление, но всему свое время. Не стоит перегружать мозг на этапе соотнесения дополнительной укладкой руки. Добейтесь осознанной работы с материалом, понимания процесса, а уж потом складывайте руку в нужный жест.

В каком возрасте нужно начинать работать с раздаточным материалом? Ответ прост начало работы 8 месяцев- 1 год. Не показывает малыш глазки, носик, ротик начинаем учить, долго муторно и кропотливо. Не сидим и не ждем манны небесной, периодически тестируя раз в 2 недели, не пришел ли данный навык самостоятельно. Не ровняйте детей с особенностями развития со здоровыми детьми, у них свой путь и своя дорога.

Я наняла ребенку специалиста, и он делает все правильно, но воз и ныне там? Да, такое бывает, причина так же очевидна. Занятия должны быть ежедневными и постоянными. Память и процесс усвоения у таких малышей очень неустойчив, и 2 занятия в неделю с дефектологом становится для них каплей в море. Если мама заинтересована в результате она должна сама активно работать с малышом, а специалист лишь давать ориентиры и направления, иначе прогресса не добиться.

Какие еще вопросы у Вас возникали в процессе развития?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.