Ванечка очень, очень привязан к папе. С утра первым делом Ванечка скатывается с кровати, говорит: «Папа!» и идет искать отца. Если дверь к папе оказывается заперта, начинает жалобно причитать, пока папа не откроет. Если препятствий нет - закатывается к папе, как колобок, и начинает рассказывать на своем асисяйском языке, как прошла ночь, и чем он планирует заниматься днем.
Ванечка не просто любит папу. Он четко идентифицирует себя с мужским полом в целом и отцом в частности. Когда я спрашиваю «Это кто?», показывая на себя, Ванечка говорит: «Мама!». А если тот же вопрос я задаю, показывая на самого Ванечку, он уверенно отвечает «Папа!».
- Видимо, он уже понимает, что когда-нибудь вырастет и станет папой, - рассудительно предположил на днях Фома.
Не знаю, не знаю. Но то, что Ванечка папин мальчик - несомненно.
А вот Фома, конечно, мамин.
У него мамин характер темперамент, склад ума.
Он так же, как мама, пытается во всем дойти до самой сути. Любимый вопрос - из чего состоит?..
Из чего состоит огонь, из чего состоит ядро земли, из чего состоит свет. Познавательный интерес на несколько лет опережает интеллектуальные возможности, и я далеко не на все вопросы сходу могу дать понятный ему ответ.
Как тут не вспомнить себя 10-летнюю, тщательно срисовывавшую из Большой советской энциклопедии химическое строение феромонов разных насекомых. Я ни хрена в них не понимала, но эти сложные многочастные структуры, такие стройные и гармоничные, меня завораживали.
- Мам, а молоко удивительная штука, да?
- Удивительная.
- А из чего оно состоит?
- Из воды, жиров и белков.
- Каких?
- В основном, казеина и альбумина...
- А чем они отличаются?
- Строением молекулы.
- А какое у них строение молекулы?
- Божечки, сынок! Ты не рановато органической химией заинтересовался? Это в школе проходят только в 10 классе... Сначала читать нормально научиться надо и считать, а потом уже молекулярную структуру белков разбирать...
Фома не слушает. Он что-то прикидывает в уме.
- Значит, девять лет надо в школе отучиться до молекул? - спрашивает. - Девять лет мы как-нибудь протянем, мам?..
А то, говорю. Протянем, конечно. Деваться-то некуда.
Лука - свой собственный. В нем причудливо смешались мамино и папино, бабушкино и дедушкино, но смешалось так, что не всегда поймешь - от кого это?.. а это чье? Очень ранимый, трепетный мальчик получился. И невероятно гордый при этом. Из тех, что скорее откусит язык, чем признается в своей слабости.
Если Фома - вечный Паганель, то Лука - Дон-Кихот. Но опять-таки - на свой лад. Рыцарь-изобретатель. В одной руке меч, в другой - отвертка.
Фома творит через образ и символ. Лука - через материю. От моего деда-кузнеца и своего Деда-механика он унаследовал страсть к всевозможным железкам (которые, как вы, может быть, помните, у нас называются чичаньками), и мечтает не о лаборатории, как Фома, а о мастерской.
Вот такие разнообразные дети.
______________
В Телеграм ходи.