В прошлом посте коснулась темы выбора идеи для продукта/ бизнеса. И мы свернули на путь «хочу реализовать свою идею, а дальше поверить, нужна ли она рынку».
Сегодня пойдем по второй дорожке – более системной. 🤓
Допустим, вы вообще не подозреваете, чем хотите заниматься (для меня это нормальное состояние, а для вас?) Но сделать что-то свое очень хочется, поэтому вот вам несколько шагов «спасибо, кэп»:
1️. Определите, какие сферы/ отрасли сейчас растут больше всего и какие ожидания у потребителей (верхнеуровневой статистики очень много, я частично делилась ресурсами в посте про аналитику. Если интересен именно российский рынок, обратите внимание на Индекс Иванова от Сбербанка (отражает текущие потребности и ожидания россиян со средним уровнем дохода) или на отчеты Росстата).
2️. Проведите анализ рынка и поймите, какой тип конкуренции на них преобладает и есть ли в них место для вас (например, если рынок монополизирован одним-двумя сильными игроками, влезть в него будет достаточно сложно. Или, наоборот, если в вашем районе работает 10 пиццерий, а вы хотите открыть еще одну, но которая будет готовить пиццу с хрустящими бортиками -задайте себе вопрос «зачем»)
3️. Поймите порог входа на этот рынок и сложности (сделать медицинский стартап и начать продавать вещи на Авито потребуют совсем разных инвестиций). Барьеры для входа в рынок могут быть не только экономическими, но и правовыми, технологическими и т.п.)
4️. Определите емкость рынка (потенциальную – это весь рынок в целом и фактическую – основанную на реальном спросе в вашем сегменте)
5️. Узнайте, что нужно потребителям (привет, custdev, и проблемное интервью с потенциальной аудиторией!)
Продукт, который вы создадите, должен закрывать имеющуюся «боль» аудитории. Если, конечно, это не развлекательный продукт и не инновация, которая должна создать спрос в будущем.
Почему нельзя просто взять и сделать? (решительный подход, но может быть не самым эффективным). По статистике американских акселераторов, 92% стартапов проваливаются в течение первых 3 лет и причина №1 в том, что у ожидаемой целевой аудитории нет потребности в продукте 🥴