Александр Геннадьевич Хакимов: Это прекрасные вопросы. Интуиция и намерения сильно связаны между собой. Высшее совершенство духа и высшее состояние ума, а также направление нашей жизненной силы в этом мире на санскрите называются пара-дух̣кха-дух̣кхӣ. Если обобщить все самые высокие духовные заповеди в одну формулу, то получится пара-дух̣кха-дух̣кхӣ, что означает «страдать, видя страдания других». Человек, испытывающий страдания, видя, как страдают другие люди и живые существа, находится на очень высоком уровне интуиции и намерений. Он становится интуитом, начинает понимать то, что люди сами в себе не понимают. Например, человек страдает и не знает, почему он страдает, но если вы доктор, то по симптомам можете определить его недуг – вам даются способности разума и знания.
Но если вы доктор, имеющий сострадание, то будете очень хорошим доктором. Есть доктора, которые делают на своем ремесле бизнес, – это не самый лучший вариант, хотя в чем-то они могут быть профессионалами. Поэтому пара-дух̣кха-дух̣кхӣ означает, что человек страдает, когда видит страдания других.
Есть другой термин – пара-сукха сукхи. Сукха означает «счастье». Вы счастливы, когда видите счастье других. Это тоже хорошо, вы разделяете счастье и горе людей, вы участвуете, помогаете, вы хотите, чтобы люди не страдали, чтобы они были счастливы.
Но есть еще два варианта. Пара-сукха дух̣кхӣ – вы счастливы, когда страдают другие. Если у человека проблема, то вам хорошо, потому что проблема не только у вас. Также есть пара-дух̣кха сукхи – «я страдаю, когда люди счастливы». Они счастливее меня, и я им завидую. Если у кого-то неудача, то я чувствую некое облегчение, а если кому-то повезло – мне не очень хорошо.
Так мы пытаемся понять наши внутренние намерения. Мы не знаем, где находятся эти намерения – мы бы хотели радоваться вместе с другими, но у нас есть зависть, с которой трудно справиться. Достоевский писал об этом в «Идиоте». Его главный герой – не идиот, он духовный человек, который видел, что у всех есть хорошие качества, но люди не могут совладать с плохими. Да, плохие вещи есть, но люди не виноваты – просто они слабые. Плоть слаба, и дух тоже слаб – они не могут совладать с этим. Поэтому он не обвинял людей.
Чтобы радоваться, нам нужен путь, который на санскрите обозначается словом бхакти. Это очень емкое слово, которое не умещается в русском языке, поэтому я и привожу его на санскрите. Мы могли бы сказать «любовь», но слово «любовь» не описывает бхакти полностью. Любовь может пониматься как чувство: я влюбился. Но понятие бхакти еще глубже: это бескорыстная любовь, которая пробуждает во мне дух бескорыстного служения. Вот это – пара-дух̣кха-дух̣кхӣ, высшая категория любви и проницательности, когда у нас есть намерение бескорыстно служить тем, кто нуждается в помощи.