Найти тему
Виктор Дегтярев

"ПЛАМЯ" ИСТОРИЯ АНСАМБЛЯ часть 1

Данная история коллектива является самой достоверной из всей той информации, что размещена на различных ресурсах в Сети. При написании Истории, установлении фактов и событий была опрошена бо́льшая часть коллектива.

Составители: Галина Стельмах, Виктор Дегтярёв, Валентин Ярин.

____________________________________________________________________________________

ИЗ «САМОЦВЕТОВ» ВОЗГОРЕЛОСЬ «ПЛАМЯ»

Первый состав ВИА "ПЛАМЯ", перешедший из ВИА "Самоцветы"
Алексей Шачнев, Сергей Березин, Анатолий Могилевский, Ирина Шачнева,  Юрий Генбачёв, Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Геннадий Жарков, 1976  год.
Первый состав ВИА "ПЛАМЯ", перешедший из ВИА "Самоцветы" Алексей Шачнев, Сергей Березин, Анатолий Могилевский, Ирина Шачнева, Юрий Генбачёв, Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Геннадий Жарков, 1976 год.

Летом 1975 года популярнейший ВИА «Самоцветы» п/у Ю.Ф.Маликова, как обычно, собирал столичные стадионы на свои блистательные концерты. Аплодисменты, поклонники, охапки цветов!

Каждый концерт как праздник! Совсем недавно вернулись из длительной успешной гастрольной поездки по Латинской Америке. В то время это было чем-то вроде полёта в космос!

Казалось, лучше не бывает! Но, незаметно для зрителей, в среде необычайно талантливых и, соответственно, сложных по характеру артистов за четыре ярчайших года их совместного творчества сплёлся такой гордиев узел межличностных проблем, интересов, амбиций и противоречий, что разрешилось это традиционно - разрубили по-живому.

 В начале осени 1975 года весь коллектив «Самоцветов» покинул своего создателя и руководителя. Это стало шоком для поклонников коллектива. С тех пор десятилетия в России, кроме двух извечных вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?», пытаются найти ответ на третий: «Почему распались «Самоцветы»?  

 К счастью, это нерадостное событие разрешилось не худшим образом. Юрий Маликов за три недели набрал себе новых исполнителей, а ушедшие артисты создали новый коллектив - вокально-инструментальный ансамбль «Пламя».

Николай Михайлов (Раппопорт) стал художественным руководителем нового коллектива, а Сергей Березин музыкальным руководителем.

Первый состав  ВИА "ПЛАМЯ": С. Березин, В. Дьяконов, Ю. Петерсон, А. Могилевский, И.  Шачнева, Г. Жарков, Н. Михайлов, Ю. Генбачёв, А. Шачнев, 1976 год.
Первый состав ВИА "ПЛАМЯ": С. Березин, В. Дьяконов, Ю. Петерсон, А. Могилевский, И. Шачнева, Г. Жарков, Н. Михайлов, Ю. Генбачёв, А. Шачнев, 1976 год.

Николай Михайлов (Раппопорт) - ударные, бэк-вокал. Окончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова и вокально-хоровую студию. В разное время работал в Москонцерте в инструментальном ансамбле с Марком Бернесом, Владимиром Трошиным, был барабанщиком в джазовом трио п/у пианиста-Александра Тартаковского. Организовывал коллектив вместе с Ю.Маликовым, в 1975 вместе со всеми музыкантами ВИА «Самоцветы», ушел и принимал участие в создании нового ВИА, получившего название «Пламя». В 1980году эмигрировал в США.

​Сергей Березин - фортепиано, вокал, аранжировщик, композитор. Окончил Воронежское музыкальное училище (дирижерско-хоровое отделение). С детства играл на фортепиано, хотя мечтал играть на аккордеоне. После школы обучался в институте лёгкой промышленности. Любил играть джаз и стал лауреатом джазового фестиваля, а на эстраде появился, аккомпанируя Марку Бернесу. В 1973 году Сергей Березин стал работать в ВИА «Самоцветы» под управлением Юрия Маликова. В 1975 году вышел из «Самоцветов» вместе с группой музыкантов и создал новую группу «Пламя», первые программы которой включали песни советских композиторов. Вскоре сам Сергей Березин начинает писать основные композиции ВИА. Постепенно внимание Сергея Владимировича концентрируется на создании и исполнении своих авторских песен.

Кроме руководства, в составе были:

Ирина Шачнева - вокал, клавишные, композиция, аранжировки. Окончила московскую музыкальную школу, училище имени Гнесиных, в дальнейшем получила высшее образование в ГИТИСе.

Валентин Дьяконов - вокал, гитара. Выпускник московской музыкальной школы. Работая в ВИА «Пламя», параллельно учился в музыкальном училище имени Гнесиных. Талантливый аранжировщик. Своими руками создавал музыкальные инструменты.

Юрий Петерсон - вокал, саксофон, композиция. Выпускник музыкальной школы при Рижской консерватории имени Эмиля Дарзиня. В школьные годы неоднократно был победителем конкурса чтецов.Был приглашён в 1968 году в ВИА «Весёлые ребята», в 1972 перешёл в «Самоцветы», в 1975 в ВИА «Пламя». В 1980 году окончил ГИТИС.

Анатолий Могилевский - вокал. Учился в Рижском музыкальном училище, параллельно работая в ансамбле «Комбо». В 1967 году был приглашен Юрием Саульским в оркестр «ВИО-66». Далее работал в ВИА «Поющие сердца», в оркестре Олега Лундстрема, в ВИА «Самоцветы» и «Пламя». С 1978 года живет в США.

Юрий Генбачёв - ударные. На джазовой сцене Юрий Генбачёв дебютировал в Днепропетровских оркестрах и ансамблях, стал участником созданного в городе одного их первых джаз-клубов СССР. Работал в оркестрах Анатолия Кролла и Олега Лундстрема. С 1972 по 1975 был участником ВИА «Самоцветы» и «Пламя». После ухода из «Пламени» продолжил успешную карьеру джазового музыканта.

Геннадий Жарков - труба, бэк-вокал. Со школьных лет был участником самодеятельных коллективов, работал в оркестре драматического театра. В армии проходил службу в оркестре МВД. После армии стал работать в ВИА «Серебряные гитары» Владимирской филармонии, участником которого был Сергей Березин, впоследствии пригласивший его в «Самоцветы». С 1975 по 1976 работал в ВИА «Пламя».

Алексей Шачнев - бас-гитара, бэк-вокал, звукорежиссер. В конце 60-х играл в ансамбле «Москвичи» с братьями Шаповаловыми. В «Самоцветы» пришел в 1971 году в качестве звукорежиссера. В 1975 году перешел в ВИА «Пламя», где работал бас-гитаристом до 1987 года, далее до 1991 совмещал работу на сцене с концертной звукорежиссурой. В 1986 году закончив с красным дипломом факультет режиссуры ГИТИСа, представил свою дипломную работу на первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады разговорного жанра, где стал лауреатом первой премии за режиссуру.

Владимир Канунников – звукорежиссер, закончил музыкальную школу по классу баяна, а также один курс музыкального училища им. Октябрьской революции. Большой любитель и знаток джаза, который играл на баяне. Пришел по приглашению Н.Раппопорта, когда у него на одном из выступлений украли баян. С детства увлекался классической музыкой и радиоэлектроникой. Мог починить все что угодно, даже порванный динамик. Мастер на все руки.

Не всем участникам коллектива понравилось новое название, но на нём настоял Сергей Березин. Оно было ярким, хорошо запоминающимся, идеологически выдержанным: «Пламя энтузиазма, пламя борьбы, пламя любви!» Сергею Владимировичу это название пришло на ум ещё и потому, что он после гастролей в Чехословакии вспомнил чехословацкий ансамбль «Пламены», с которым ВИА «Самоцветы» встречался на концертах, организованных Чехословацким Союзом Молодежи.

В новом становлении коллектива очень помог Марк Фрадкин, Иосиф Кобзон и другие влиятельные деятели культуры.

Конец 1975 года артисты проработали на ВДНХ.

​С 1976 года   началась насыщенная творческая жизнь нового коллектива, который перешёл из «Москонцерта» в «Росконцерт». Журналист Юрий Филинов написал статью в «Комсомольской правде»: «Хотите слушать «Самоцветы» - идите на «Пламя».

​В январе 1976 года ВИА «Пламя» принял участие в финальном концерте «Песни - 75», исполнив «У деревни Крюково» (М.Фрадкин - С.Островой) и «Вся жизнь впереди» (А. Экимян - Р. Рождественский), а также в новогодних концертах в ГЦКЗ «Россия».

​Потом начались гастрольные поездки, в том числе с Марком Фрадкиным, который устраивал свои творческие вечера с участием ансамбля и приносил артистам свои новые песни. 

​В Москве проходили сольные концерты коллектива, а также «Пламя» участвовали в больших эстрадных дивертисментах «Время-вперёд» в ГЦКЗ «Россия» и Кремлёвском Дворце. 

В 1976 году с успехом вышла первая гибкая пластинка ВИА «Пламя» с новыми песнями: «До 16 лет» (С. Туликов - В. Харитонов); «Дорога дальняя» (А. Бабаджанян — В. Харитонов); «Здравствуй, мама» (Д. Тухманов - Р. Рождественский); «Сердце горячим останется» (В. Шаинский - М. Пляцковский).

-3

​Первый год ансамбль проработал, в основном, с репертуаром, накопленным в «Самоцветах» и в неизменном составе, но в середине 1976 года наступили перемены.

<<ДАЛЕЕ - 2 ЧАСТЬ>>