Ох уж эти стратегические игры. Битва умов, которая пробуждает в каждом внутреннего стратега, который своими действиями стремится к победе. И как же это прекрасно ощущается в игре, которая сегодня у меня на обзоре - в "Сундуке войны"!
За что воюем?
"Сундук" - это абстрактная игра, на 2 или 4 игроков (тогда идёт бой команда на команду), где у каждого игрока есть пул из 4 (в режиме 2×2 из 3) отрядов, представленных фишками. И задача - захватить 6 (в 2×2 - 8) контрольных точек. Но за всем минимализмом и кажущейся простотой, таится глубокая, сложная и безумно разнообразная игра. Давайте разбираться!
Открываем сундук
Игра тебе с самого начала говорит: "Я не такая как все!". И когда ее открываешь - это действительно небольшой сундучок, у которого ты отворяешь крышку. А внутри очень достойное наполнение: куча жетонов отрядов, органайзер к ним, жетоны контроля, карты отрядов, 4 мешочка для жетонов, игровое поле и правила. Отряды сделаны под покерные фишки - из пластика. Но когда я ее только привез из магазина и открыл - от холода я думал, что жетоны металлические. И это почти правда: жетоны с металлическим сердечником. Дизайн простой, но тоже со своими нюансами - о них поговорим в ходе обзора.
Одно условие победы - бесконечное количество способов достичь.
Мне сейчас стали нравится игры, где есть несколько тактик побед. Например, Иниш, со своими тремя победными условиями, Великий западный путь, предлагающий играть через здания, коров, или например, задания. Так вот здесь с первого взгляда такого нет. Однако, потом понимаешь, что таких стратегий здесь количество, посчитать которое способен лишь доктор наук по комбинаторике. Можно идти продавливать фланг, можно играть от защиты, а можно - на истощении ресурсов противника. Все в ваших руках, и составе отрядов. И такая многогранность позволяет сыграть сотни партий, не похожих друг на друга.
Разнообразие во всем
Каждый элемент игры, скажем так, многофункциональный. Поле разыгрывается на двоих и отдельно на четверых, карты отрядов можно получить тремя разными способами: рандомно выдавая, с помощью драфта или уже по заготовленным сценариям. Жетоны в игре тоже можно разыграть двумя разными путями: в открытую и закрытую. Если очень кратко описать, то разыгрывая в открытую - идёт взаимодействие этого отряда с полем. А если обратной стороной - то это действия "над полем": пополнить отряды, взять инициативу. Есть ещё королевский жетон, но он нужен только для одного отряда. И то, польза такая себе. Поэтому им в основном пользуются для общих действий. Но его ценность меняет дополнение.
"Осада" и "Дворянство".
Для "Сундука" создано два дополнения. Но, ходят слухи, что готовят третье. Каждое добавляет новую механику и отряды, связанные с ней. И к ним у меня двоякое мнение. С одной стороны, с ними игра становится ещё шире. С другой, можно задаться вопросом: "А стоят ли они своих денег?".
Дворянство исправляет недостаток базы. Теперь в игре есть указы, активировать которые можно королевским жетоном. Их всего 3 в партии, и каждый одноразовый. Помимо указов, идёт 4 новых отряда, 2 из которых напрямую играют с указами, 2 в меньшей степени. Такое чувство, что указы в игре были изначально, но потом их вырезали для дополнения.
"Осада" же добавляет механику башен. Это такие жетоны, которые неподвижные, но действуют как усиление любого отряда. И если на захваченной точке стоит такая фишка - нужно сперва уничтожить ее, а затем только можно вставать на точку и забирать её. Отряды же как раз завязаны на башнях, а некоторые из них требуют, чтобы жетон был усилен, для его активации. Доп добавляет кучу разнообразия и новых тактик, но я не скажу, что и без этого их было мало.
Так что, если хотите себе разнообразия в игре, новые механики и отряды - оно того стоит. Но в целом, у базы и так огромная реиграбельность.
Игра вчетвером
Я не фанат этого режима. Поэтому не так много партий я поиграл в командном бою. Во-первых, потому что так сложнее. Ведь нужно играть, отталкиваясь от действий не одного игрока, а троих. Во-вторых, это вносит небольшой хаос в игру и просчитывать все становиться немногим сложнее. Но и эмоций от победы или поражения тоже становится больше. И поэтому, я не могу не сказать, что играть 2 на 2 - плохая идея.
Играйте в "Сундук" где угодно!
В конце отмечу, что есть ещё браузерная версия игры. Она отлично передала все механики игры и даже добавила рейтинговую систему. И какие же там сидят умельцы. До них ещё расти и расти!
К сожалению, чтобы алгоритмы Яндекса не поставили на мне крест - я не буду оставлять ссылку. Но думаю, что найти сайт не составит проблем :)
Подытожим
"Сундук войны" - это одна из моих любимых игр в моей коллекции. Я познакомился с ней задолго до того, как купил себе коробку. И до сих пор помню эмоции от доставки этой игры, ее распаковки, ощущениях. А главное - она всегда будет уместна. Партии играются за 15-20 минут, да и в целом вся игра с дополнениями влазит в базовую коробку. А теперь по плюсо-минусам:
+ Очень глубокий геймплей
+ Шикарное оформление
+ Небольшая стоимость базы и безупречное качество
+ Время партии
+ Не занимает много места
– Неоправданная цена дополнениям. За такую цену хочется побольше контента
– Габариты коробки и ее крышка. В коробку с большим трудом влазят дополнения. Из-за этого нужно очень постараться все вместить, чтобы она закрылась. Ведь крышка на магнитах. И признаться, довольно слабых. Можно было или надёжнее сделать коробку, или немного побольше.
И немного о цифрах:
Мое количество партий: 47 (не считая онлайн)
Оценка на Board game geek: 7,90
Рейтинг bgg: 166/6 (общий топ/ рейтинг в категории абстракт)
Время партии: 30 минут
Сундук - необычная и приятная стратегия, которая действительно похожа своей сутью на шахматы. Только "фигуры" здесь имеют более глубокие особенности.
Есть чем дополнить - жду вас в комментариях! И сейчас я готовлю топ игр на двоих, и появился вопрос - нужно ли мне делать по играм, которые играются исключительно вдвоем, или включить и те, которые прекрасно работают в дуэльном режиме?
Не забывайте подписываться и ставить лайки - ведь для начинающего блогера это - на вес золота.