Редактор Латвийского радио 4 Анна Строя тоже считает, что государство ориентируется на символическую поддержку, но реальной помощи могло бы быть больше
Данные Службы государственных доходов свидетельствуют, что по состоянию на 20 февраля из прибывших граждан Украины работу нашли только 7 738 человек, в то время как, например, в Литве работает около 21 тысячи беженцев, передает Латвийское телевидение.
Чаще всего украинцы заняты на низкоквалифицированной работе. В качестве подсобных работников трудоустроено 607 украинцев. Следом по "популярности" профессии идут дворник, работник цеха, продавец, повар, кухонный работник, строитель, водитель грузовика и горничная. Это профессии, не требующие знания языка, потому что "изучение языка у них не продвигается".
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в других странах Европы, по сравнению с другими группами беженцев, интеграция граждан Украины в рынок труда происходит быстрее. В некоторых странах ОЭСР доля трудоустроенных граждан Украины уже превышает 40%, например, в Нидерландах, Литве и Эстонии.
Литовские СМИ со ссылкой на данные МВД сообщают, что среди прибывших граждан Украины почти 26 тысяч были несовершеннолетними, почти 45 тысяч — в возрасте от 18 до 64 лет. Почти половина беженцев трудоспособного возраста уже нашла работу. В конце прошлого года литовские СМИ сообщали о 21 тысяче трудоустроенных беженцев с Украины. Эстонские СМИ сообщают, что у них работают почти 40% украинцев.
Редактор Латвийского радио 4 Анна Строя считает, что Латвия ориентируется на символическую поддержку, но реальной помощи могло бы быть больше. Она не скрывает удивления: Чехия приняла почти полмиллиона беженцев, а данные о гражданах Украины в Латвии показывают, что разрешение на пребывание и работу получили 39 575 человек. При этом 9 928 человек размещены при поддержке муниципалитетов, значит, у них нет возможности обеспечить себя, в том числе самостоятельно снимать жилье.
Однако руководитель отдела исследований Банка Латвии Карлис Вилертс напомнил, что в Латвии существует явление, которое не фигурирует в статистических данных, — нелегальная занятость. "Анекдотический пример – в такси доля украинцев иногда выше, чем латышей", — рассказал аналитик, а также указал, что, например, в Германии количество официально работающих украинских беженцев еще меньше.
Бывший министр обороны Артис Пабрикс в дискуссии допустил, что причины, по которым Латвия отстает от соседей в этом отношении, заключаются в "наших бюрократических процедурах, нашей неспособности доверять друг другу, а лишь ругаться между собой". Журналист Янис Домбурс напомнил Пабриксу, что экс-министр говорит и о своих действиях в качестве министра предыдущего правительства. Пабрикс с ним согласился и еще раз упрекнул премьер-министра Кришьяниса Кариньша. "Уже тогда я спорил с нашим премьер-министром о том, как вообще помочь украинцам, потому что неправильно в иерархической системе допустить, чтобы одно из подчиненных министерств координировало другие ведомства. Это была работа премьер-министра, но никто ведь к моим словам не прислушался", — сказал Пабрикс, напомнив, что координация была возложена на МВД.
С критической оценкой отсутствия поддержки согласился и парламентский секретарь министерства обороны Янис Эглитс, который также принял у себя семью беженцев.
"Не в моей власти было убедить других членов правительства в том, что это, скорее, бутафорская, а не реальная поддержка", — высказался Эглитс о работе предыдущего правительства, при котором он был членом рабочей группы, отвечающей за беженцев.
Среди прочего летом началась подготовка к предстоящим выборам в Сейм, поэтому не были вовремя завершены работы и приняты изменения в нормативные акты. Например, продление разрешения на работу в Латвии врачам и фармацевтам с Украины, срок действия разрешений на работу которых истекает в марте. Правительство может принять решение об их продлении уже на этой неделе, то есть в последние дни февраля.