Моя прабабушка Серебренникова Анастасия Михайловна, она же баба Тася, с 9 лет работала «в няньках». Раньше я не задавалась вопросом, почему. Просто принимала как факт.
Но после того, как я нашла карточку ее отца, Панова Михаила Васильевича, на сайте, посвященном героям Первой мировой войны, ответ на вопрос нашелся сам.
…
Но сначала пара слов о том, что такое работа «в няньках» в русской деревне начала ХХ века.
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.
К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.
Десятилетняя девочка активно помогала матери: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную крестьянскую пищу.
В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки и скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.
Кроме того, в многодетных семьях суровой необходимостью был «догляд» старших детей за младшими, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка. Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она могла заработать от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.
(Источник: storyfiles.blogspot.com/2016/07/100.html)
Другая моя бабушка, Пермина Лидия Петровна, которая попала в няньки уже в начале 40-х годов ХХ века, рассказывала: «Хозяйка злая была, часто ругалась и заставляла водиться ночью. Сидишь, бывало, в темноте, да и уснешь. Дитя заплачет, хозяйка проснется — ударить может и обидеть. Тяжело было, ведь сама еще ребенок. И поиграть, и поспать хочется. А за стол сядешь и боишься лишнюю крошку взять. Вот так и жила.»
…
Не сладкой была жизнь «в няньках», и явно не от хорошей жизни отдавали туда девочек-подростков.
Что же касается моей прабабушки, то я узнала, что отец ее пропал без вести в 1915 году во время Первой мировой. Анастасии на тот момент было 8 лет, семья, видимо, была не очень зажиточной. И кому, как не старшей дочери, надо было помогать семье?..
P.S. а участника Первой мировой вы можете поискать на сайтах gwar.mil.ru и 1914.svrt.ru
Именно там я нашла двух своих прапра-дедов. А ваши предки участвовали в той войне?
#поискпредков #серебренниковы #пановы