Уверена вы о ней слышали. Эта система существует очень давно и остается востребованной, несмотря на появление новомодных методов. Во многих городах есть детские центры, детские сады и школы, работающие согласно ее принципам. Для своего любопытства наберите в поисковике "система Монтессори" и город, в котором вы живете, и посмотрите результаты.
Сегодня поговорим об особенностях системы Монтессори, разберем, кому она подходит, возможно ли ее использовать в домашних условиях.
Немного истории. Создатель системы - Мария Монтессори (13.08.1870-06.05.1952гг) - итальянский педагог, доктор. Идея педагогической системы, о которой мы сегодня говорим, возникла у неё во время работы с умственно отсталыми детьми. В те годы их считали необучаемыми и предпочитали не тратить время на попытки педагогического воздействия на них. Мария Монтессори считала это несправедливым и создала свою систему развивающих занятий с детьми с задержкой развития.
Сама Мария Монтессори говорила о своей системе так: «это система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде». То есть в системе Монтессори большое значение имеет среда, в которой ребенок находится. Она организована так, чтобы ребенок развивался самостоятельно, используя те предметы, которые его окружают.
Педагог в этой системе - не наставник, а помощник. Его задача - понять интересы ребенка, подготовить среду, в которой он сможет развиваться самостоятельно.
К слову, девиз системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Принципы педагогики Монтессори:
- Индивидуальный подход. Каждый ребенок занимается тем, что ему интересно, в комфортном для него темпе.
- Отсутствие критики ("Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать") и похвалы ("Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать" и начинает действовать ради оценки, а исходя из своих ощущений и интересов). Допустима похвала действий ребенка, но его личности. То есть можно сказать "У тебя хорошо получилось", но не говорить "Ты молодец".
- Разновозрастные группы. Дети учатся помогать друг другу, сотрудничать.
- Отсутствие соревновательного момента, конкуренции.
- Разделение пространства игровой комнаты на зоны, каждая из которых направлена на развитие определенной сферы. Обычно выделяют 7 зон: математическая, языковая, зона практической жизни, зона сенсорного развития, естественнонаучная зона, зона творчества и зона физического развития. Игрушки и пособия рассортированы по этим зонам.
- Доступность среды. Все материалы, игры и пособия располагаются так, чтобы ребенок мог самостоятельно их взять.
Мне кажется, что я описала очень идеальную картину, но минусы у этой системы, конечно, есть. Например:
1. Сложности в организации развивающей среды дома. Не в каждой квартире найдется достаточно места, чтобы организовать среду согласно системе Монтессори. Дома можно иметь отдельные пособия (сортеры, доски с вкладышами, геометрические фигуры и пр.) - и это уже вполне хорошо.
2. Достаточно дорогостоящие материалы для занятий. Организация развивающей среды для ребенка - задача не простая. Пособия, которые рекомендованы для создания развивающей среды для ребенка, стоят дорого. Они деревянные, очень качественные, они очень разнообразны. Покупать домой все пособия скорее не выгодно (да и невозможно, посмотрите ассортимент магазина, специализирующегося на этих пособиях, https://montessori-russia.ru/shop), иметь какие-то из них хорошо (но помним, что ребенок рано или поздно потеряет к нему интерес, и есть вероятность, что у вас дома будет пылиться игрушка, на которую потрачено 4000-5000 рублей). Здесь же замечу, что посещение ребенком детского центра по системе Монтессори - так же недешевое.
3. В системе Монтессори выделяется мало времени физической активности, фантазированию, сюжетно-ролевой игре. Поэтому, если ваш ребенок очень активен, вероятно ему будет сложно прижиться в этой системе. А сюжетно-ролевая игра и фантазирование очень важны для дошкольников (игра - это ведущая деятельность для этого возраста). Если ребенок не будет играть на занятиях, нужно будет уделять этому больше времени дома.
4. Трудности в адаптации к учреждениям, работающих вне системы Монтессори. Допустим, ребенок посещал детский сад Монтессори, после пошел в обычную общеобразовательную школу. Ему будет сложно перестраиваться к ее принципам: индивидуального подхода станет меньше, дети выполняют одни и те же задания, фигура учителя должна восприниматься авторитетом (а раньше педагог был просто помощником). Адаптация произойдет, но на нее может уйти больше времени (особенно, если ребенку очень нравилось посещать детский сад и учиться по принципам Монтессори педагогики).
Методика Марии Монтессори подходит и детям с особенностями развития, и детям с нормотипичным развитием. Обратить на неё внимание стоит тем родителям, которые хотят максимально индивидуальный подход к развитию их ребенка. Несмотря на минусы, дети, занимающиеся по этой методике, действительно делают большие успехи.