Мыслей - рой. Нервная все же работка у императоров… Интриги, шахматка, расчет. Как Им было страшно спать - мучались, кричали, метались, кутались в одеяло с головой… Человеки, пусть и Государи.
Как же Они хотели жить - жить «просто» со своими семьями, жить детьми, рыбалками, театрами… Как же Им (императорам Российским) везло с женами - их любили так!.. Позавидуешь. И это - no one is perfect. No one… рефреном на три часа и после.
***
По тренду новейшего времени, ссылки на автора в программке нет… Так живем. Хоть так.
***
1881. Такой год, где встретились в battle Манифесты двух императоров - двух Александров - отца и сына. Где встретились на ринге (в спектакле сценически это арена цирка, сценография Алексея Трегубова) две общественно-политическиe системы, две надежды, две веры в Россию. Два выбора - no one is perfect.
Тяжелый год. Террор.
Нелегкий выбор у императоров. Каждый делает свой.
И оба «адвоката» этих разных Манифестов и ценностей - Михаил Лорис-Меликов (Петр Семак) и Константин Петрович Победоносцев (Андрей Калинин) - еще те манипуляторы!.. Кажется, ну, этому нет равных. Ан-нет! Есть. На каждую хитрость есть бОльшая хитрость. И опять в голове стучится это «no one is perfect»…
И все же «крамола» пробивается сквозь рой: может, раньше «заболев», раньше приобретешь и иммунитет?..
Нет ответа. Как водится на Руси.
Никакого морализаторства или назидания от режиссёра Валерия Фокина. Через сложный текст зритель пробирается сам. Сквозь рой своих и чужих мыслей.
Режиссура? На высоте, с табельной точностью, не без новых спецэффектов - рука мастера, вкус, мера.
И что-то все-таки свое говорит нам маститый режиссер? «А если я посередине, что тогда?»
Но математическое моделирование на сцене превалирует - импровизации места нет. Да и актеры больше читают текст, нежели лицедействуют. Это сначала огорчает, а потом думаешь: а как вот ЭТО ВСЕ обыграть? Превратить в фарс? Можно так и дитя выплеснуть в запале…
Нет, пусть на арене остаётся «математическое моделирование». Уровень государственный.
Дальше мы сами. Как-нибудь. Должны ведь сами?
***
После спектакля, из подслушанного невольно разговора в соседней ложе.
- Ну, а вот ТЫ, как считаешь? Что надо было выбрать?
Тупое молчание. Думы. Растерянность.
А первый голос настойчиво:
- Вот все-таки, что ТЕБЕ ближе? Какая партия?
И опять нет ответа.
Пусть модой станут диалоги.
***
И у меня нет ответа…
Есть невымученная слеза. Есть боль.
Эх, Россия!..
Надо учить уроки. 1881.
Кстати, спектакль называется «ОДИН ВОСЕМЬ ВОСЕМЬ ОДИН». Дань Блаватской, которая чревовещает на сцене?.. К слову, трюк занимательный.
Один восемь восемь один или просто арабской вязью - 1881. Посмотрите. Сделайте СВОЙ выбор. Если получится…
©️ Мила Тонбо 2023