Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Трудно быть богом

Оглавление

(2013, Россия)

Диво дивное! Я смог найти в этом фильме один приличный кадр!
Диво дивное! Я смог найти в этом фильме один приличный кадр!


Как знают постоянные читатели "6000 миль до Голливуда", российское и советское кино тут обычно игнорируют (за редким и редким исключением). Но мимо данной картины я, разумеется, не мог пройти при всём желании. Как-никак, а это же экранизация одной из памятных книг моей юности - "Трудно быть богом" Стругацких! Да и просто было чертовски любопытно взглянуть на дона Румату Эсторского с лицом не абы кого, а самого Леонида Ярмольника.
Ну вот, посмотрел... В чём теперь всячески раскаиваюсь и пью коньяк для успокоения расстроенной психики.
А теперь к делу. Итак, пробежав глазами по списку фильмов ныне покойного А. Ю. Германа, я обнаружил, что одну из его картин до этого всё-таки смотрел. Правда, давненько. Называлась она "Проверкой на дорогах", и тогда ещё не избалованному тлетворным Голливудом, советскому пионеру это кино виделось интересным, оригинальным и боевым. Помнится, в нём, как и в "Трудно быть богом", герои Германа тоже постоянно месили грязюку стоптанными сапогами. С одной лишь разницей: там она служила лишь атрибутом мрачных фронтовых декораций. И уж точно не главной героиней, которой Герман вдруг сделал ее в своей последней работе. Где разве что в титры госпожу Грязь не вписали, зато щедро размазали ее на постерах вокруг Ярмольника.

Чего-чего, а грязи тут хватает и в ней радостно плещутся абсолютно все, от мала до велика. Лишь в конце её засыпали э-э-э... хлоркой?.. стрептоцидом?.. а, нет - всего лишь гигиенически чистым снежком. Вроде бы как символически обозначили пережитый Руматой и зрителями катарсис. Загвоздка в том, что не каждый из вас высидит целых три адских часа, чтобы увидеть этот самый снежок. Полагаю, что человек, привыкший регулярно мыть руки, принимать душ и смывать за собой в туалете, выдержит здешний поток грязи, фекалий, мочи, гнили, рвоты, крови, желчи, слюны, соплей, кишечных газов, дряблых голых задниц и не отличимых от них рож от силы минут тридцать-сорок. И это ещё при самом оптимистичном раскладе и крепких нервах.

Очень уж это напоминает скриншот из видеоигры Dark Souls. Правда, только на картинке. Во время просмотра фильма у вас в голове будут зудеть совсем другие ассоциации.
Очень уж это напоминает скриншот из видеоигры Dark Souls. Правда, только на картинке. Во время просмотра фильма у вас в голове будут зудеть совсем другие ассоциации.

На самом деле зритель высидел бы и дольше, кабы среди этой антисанитарии развивался внятный сюжет. Ага, ишь, чего захотели! Фиг-то там! Тех, кто не знаком с литературным первоисточником, режиссер и вовсе посылает куда подальше открытым текстом. Нет, я, конечно, в курсе, что высокодуховные любители классики любят брезгливо вытирать ноги о тех, кто её не читает. Но чтобы в кино это делалось настолько откровенно, лично я до "Трудно быть богом" с подобным ещё не сталкивался.
Впрочем, к читавшим книгу Герман не менее безжалостен. Смысл творящегося на экране у него выясняется только из диалогов, ведь ничего другого, кроме передвижения из загаженной точки А в еще более гадкую точку Б, местный шизофреник Румата не делает. Однако, в отличие от литературно-разговорной речи героев Стругацких, сценаристы этого кино - сам Герман и его супруга, - заставили дона Румату и остальных персонажей изъясняться вроде бы по-русски, но кажется, что всё они бредят, да ещё и на арканарском языке. На одно предложение, чуть-чуть проясняющее эту историю, приходится столько тонн словесного шлака, что если вы вдруг пропустите мимо ушей хоть одну ключевую фразу, то легко упустите сюжетную нить. А затем также вдруг случайно ее найдете. А вскоре опять потеряете, умиляясь, например, тому, как пьяный Румата, задрав ослу хвост, набирает в пригоршни навоз и швыряет его в каких-то поющих монахов. После чего вырубается прямо в подворотне, а когда очухивается, первое, что видит, это висящий у него перед лицом... полуметровый ослиный болт! Или, правильнее сказать, Румата ощущает себя в эту минуту точно так же, как зрители, которые героически досмотрели "Трудно быть богом" до финальных титров, но так и не поняли, зачем это сделали.
И да, кстати, очень хотелось бы почитать здешний сценарий. Потому что текст, где есть фразы типа "Благородный дон Рэба выпускает газы, а слуги осыпают его зад розами" или "Будах мочится, а дон Румата бьет его сзади по почкам" обладает самостоятельной художественной ценностью и достоин отдельного издания. В твердом переплете и с золотым тиснением на обложке.

Да ладно, признайтесь, вы же именно таким дона Румату Эсторского себе всегда и представляли, так ведь?
Да ладно, признайтесь, вы же именно таким дона Румату Эсторского себе всегда и представляли, так ведь?

***

В общем, как хотите, так это и воспринимайте. И всё же ближе к концу просмотра до меня наконец-то дошел истинный духовный посыл сего произведения. На самом деле он элементарен. Когда щенка тычут носом в оставленную им на ковре кучку, вскоре до него доходит намек и он больше не пакостит. Иными словами, собака задумывается над своим плохим поведением и поднимает свою животную культуру на новый уровень. Вот и создатели этого фильма, ткнув зрителей носами в снятую ими за государственные деньги картину про фекалии, хотели сделать нас в итоге чище, культурнее и духовнее. Только, к несчастью, они забыли главное: эту кучу на ковре наделал не зритель, а они сами. А, стало быть, никакой воспитательной ценности тут нет и в помине, ибо бессмысленно и просто подло тыкать щенка мордой в экскременты, которые оставил не он, а его хозяин.

Трейлер фильма:

Фэнтези
6588 интересуются