Мы с вами живём в удивительной стране, не похожей ни на какую другую. Эта страна – Россия. Это не только самая большая по площади страна в мире, и не только самая богатая в мире своими ресурсами. Самая удивительная особенность нашей страны – это её люди. Представляющие собой сообщество из множества различных, больших и малых народностей, люди нашей страны уже сотни лет живут в мире и согласии между собой (некоторые исключения из этого правила, хорошо всем нам известные из истории, на мой взгляд, только подтверждают сказанное). Как могло возникнуть, затем укрепиться и столь долго сохраняться (несмотря на все потрясения) в масштабах огромной страны такое невероятно разнообразное сообщество? Здесь можно было бы выделить основу этого исторического феномена – русский народ. А в первоначальной истории русского народа указать три источника единства: общий язык, общую религию и общие цели. Начнём с первой, самой древней, языковой общности. И тут нам придётся признать, что главной движущей силой, объединившей разрозненные роды и племена на огромных пространствах Северо-Восточной Европы, явилась социальная группа пассионариев, которую некоторые современные исследователи называют «варяги-русь».
Кто только и как только ни толковал значения исторических терминов «варяги» и «русь», особенно на протяжении последних полутора сотен лет! Какие только псевдоисторические «версии» не выдвигались на базе этих толкований! Но теперь, опираясь на полученные новые знания о самом начале славянской истории, получить которые нам помогла новая наука ДНК-генеалогия, мы можем гораздо более осознанно отобрать и сопоставить между собой известные на сегодняшний день реальные археологические и исторические факты, касающиеся расселения родов и племён на территории Северо-Восточной Европы. И одновременно мы сможем отбросить все накопившиеся за долгие годы «версии», если они не находят своего подтверждения на генетическом уровне современных исследований. Нам откроется грандиозная историческая картина, в которой найдётся место и процессам колонизации бескрайних пространств, и явлениям смены этносов, и фактам, свидетельствующим о развитии общественных отношений, сплочении разрозненных родов и племён в единую нацию. Нам также станет понятно, в чём состоит коренное различие терминов «славяне» и «русские».
Первыми людьми, появившимися на просторах Северо-Восточной Европы, были немногочисленные группы первобытных охотников и собирателей, людей ДНК-рода F. По мере отступления ледникового щита, люди осваивали тундровые ландшафты. Ледник отступал на северо-запад, поэтому первоначальное заселение территории происходило с юго-востока, откуда-то из региона Южного Урала. Неолитические охотники и собиратели селились главным образом по берегам рек и озёр, по морским побережьям. Они держались небольшими родственными группами по 20-30 человек. Территория, необходимая для пропитания такой группы, приблизительно может быть ограничена окружностью, в центре которой располагается поселение, а радиус составляет порядка 25 км, то есть половину максимального дневного перехода мужчины-охотника. Таким образом, плотность населения на такой территории, обусловленная первобытным уровнем развития общества, ничтожно мала – 0,015 чел/км2.
Заселение людьми прежде безлюдных, необитаемых территорий являлось длительным и сложным процессом. Огромную роль в этом процессе играли изменения в уровне развития материальной культуры. При отсутствии каких бы то ни было дорог, передвижение людей осуществлялось вдоль рек. К раннему неолиту следует отнести «изобретение» судостроения. Даже простейшая лодка существенно расширяла возможности племенной группы, улучшая её «продовольственную базу», добавляя к охоте ещё и зачатки рыболовства. Изобретение лука, а затем и одомашнивание собаки существенно изменило структуру охоты, усложнило её формы. Человек стал менее зависим от колебаний климата, существенно возросла численность населения. Наиболее быстро эти процессы происходили в местностях с более тёплым климатом – на юге и юго-западе Восточной Европы, там, где в эту историческую эпоху уже проживали предки славян (R1a1), а также на юге современной Западной Сибири и на Алтае, где обитали далёкие предки будущих народов финно-угорской семьи языков (N1c1). Указывая здесь, в тексте, названия групп по ДНК-классификации, я имею в виду, конечно же, не все, а только преобладающие группы в данных сообществах.
В этот период человечество впервые столкнулось с экономическим кризисом. Общее увеличение численности населения в регионах, наиболее приспособленных для жизни тогдашних людей, привело к истощению охотничьих угодий. Нужно было искать пути приспособления к новым условиям жизни. Кризисная ситуация стала причиной качественного скачка в развитии хозяйства, который получил название «неолитическая революция». Люди впервые в своей истории начали переход к скотоводству и земледелию. Даже простейшие формы нового уклада жизни позволяли обеспечить пищей на той же территории проживания в 5-7 раз больше людей.
Кроме того, начало неолита характеризовалось благоприятными климатическими условиями. В этот период (4-5 тысяч лет назад) к северу от 52-54° северной широты климат отличался от современного меньшей континентальностью и значительно большей (на 1 месяц) длительностью безморозного периода. Граница лесной зоны проходила на 100-400 км. севернее, чем сейчас. Всё это привело к тому, что именно в данный период времени были освоены все пригодные для обитания регионы на севере Восточной Европы.
Миграционные потоки, растянувшиеся по времени на много сотен лет, пролегали для предков «финно-угров» через Южный и Средний Урал, Прикамье, Среднее и Верхнее Поволжье, и далее вплоть до нынешних Карелии, Финляндии, Эстонии. Далеко не все народности этого большого потока дошли до берегов Балтики. Значительная часть «отстала по пути», они стали предками разных народов, как исчезнувших в истории, так и ныне живущих. Перечислим эти народы: пермь, печора, удмурты, мари, мордва, мещера, мурома, меря, весь, ижора, водь, чудь, корела. Некоторые исследователи полагают, что географически наиболее западные из «финно-угров», предки нынешних финнов и эстонцев, обосновались в местах своего нынешнего обитания каких-нибудь 1600-1800 лет назад. Особняком в этом потоке можно обозначить саамов, ныне населяющих север Кольского полуострова и север Скандинавии. Вероятно, миграционный поток саамов значительно опережал по времени миграцию всех вышеперечисленных «финно-угорских» народов. Топонимические исследования показывают, что в древности ареал их расселения был очень большим. Язык саамов заметно отличается от соседних языков финно-угорской группы. Возможно, что среди них до сих пор живут прямые потомки первоначального населения Северо-Восточной Европы (род F). Обособленной группой потока «финно-угров» следует также считать народности так называемой угорской группы. Первоначальный регион их проживания – Зауралье. Ханты и манси до сих пор проживают примерно в тех же местах, их ареал обитания за сотни лет лишь немного сместился к северу. В отличие от них, их близкие родственники – венгры (угры) менее двух тысяч лет назад, в процессе так называемого «великого переселения народов», переместились очень далеко, обосновавшись практически в центре Европы.
Миграционный поток восточных славян, начинаясь в Прикарпатье 4-5 тысяч лет назад, развивался несколько медленнее, но «веерообразно», в широком секторе, в направлении на северо-восток и восток.
Система расселения славян на протяжении нескольких тысяч лет напрямую связана с географическими и природно-климатическими условиями, а также с уровнем развития земледелия. Огромные, ещё первобытные леса, масса непроходимых болот и редкие водные пути сообщения – всё это приводило к тому, что славяне расселялись как бы «гнёздами», отдельными очагами. Зачастую две соседние группы населения отделяли достаточно большие пространства незаселённых земель. Территориальная изолированность этих групп со временем явилась главным фактором их определённого обособления. Гнездовой характер тогдашнего расселения славян подтверждается данными археологии. Характер расселения славян всецело зависел от их тогдашней системы хозяйства. Основным занятием славян являлось пашенное земледелие, а также животноводство с преобладанием крупного рогатого скота. Охоте и рыбной ловле принадлежала незначительная доля. Данные палеоботанических исследований позволяют уточнить набор культур, которые выращивались славянами.
На первом этапе развития земледелия преобладающей зерновой культурой у славян являлось просо. Сразу же можно припомнить запевку старинной детской народной игры: «а мы просо сеяли, сеяли…» Как известно, все эти игры, в которые уже много десятилетий никто у нас на селе не играет, они остались в истории только благодаря исследователям-фольклористам, так вот, все эти «игры» являются более поздним отражением древних языческих обрядов. По палеоботаническим данным, использование в качестве основной зерновой культуры именно проса, связано с его хорошей приспосабливаемостью к почвенным и климатическим условиям. Однако наибольшие урожаи просо даёт в первый год распашки. Отсюда становятся понятными экстенсивные методы земледелия – перелог, залежь и подсека. На выбранном участке лесостепи сжигалась трава, в отдельных случаях вырубались кусты и мелкие деревья, а затем он распахивался и засеивался. Подсечное земледелие постоянно требовало всё новых и новых земель (старые при этом забрасывались в среднем на 60 лет), поселения приходилось переносить на новые места.
Из-за низкой производительности пахотных орудий (деревянное рало), как показали чешские эксперименты по исторической реконструкции древних технологий, пахотной обработке подвергались лёгкие наносные почвы на первых террасах по берегам рек. При этом глубина обработки составляла (по результатам экспериментов) от 5 до 7 см, лучшие результаты достигались во влажную погоду. Новые поля могли появляться только в долинах рек. Это приводило к тому, что хозяйственная миграция славян распространялась почти исключительно по рекам, как правило – от устьев к верховьям.
И всё же, несмотря на необходимость частой смены участков из-за истощения плодородия почвы, такой способ ведения земледелия был относительно продуктивным при минимальной затрате сил, что характерно для примитивных способов сельскохозяйственного производства. Этому способствовало и наличие в достаточном количестве пригодных свободных земель.
Значительные изменения происходят в системе земледелия восточных славян в середине 1-го тыс. н.э., когда у них появляются более совершенные плужные рала (примитивные плуги), и это даёт возможность для выращивания такой более урожайной культуры, как пшеница. В то же время определённое распространение получают озимые посевы. Это говорит о том, что постепенно земледелие всё больше распространяется на север. Очевидно, на север постепенно распространялось и славянское население. Главным хлебом славян теперь становится плёнчатая пшеница – полба. И вновь мы можем зафиксировать указанное обстоятельство в народных сказаниях. Как известно, свои знаменитые сказки Александр Сергеевич Пушкин создавал на основе народных сказаний, услышанных им от своей няни, крепостной крестьянки Арины Родионовны. В «Сказке о Попе и работнике его Балде» в сцене найма работника оговаривается условие: «…есть же буду я варёную полбу». В отличие от современных, голозёрных пшениц, полба значительно менее требовательна к срокам сбора урожая, её можно было собирать довольно длительное время.
На протяжении VIII-X веков под поля всё чаще начинают использоваться не только лёгкие почвы приречных участков, но и тяжёлые, зато более плодородные чернозёмы. Используются при этом более совершенные плуги, позволяющие увеличить глубину вспашки до 10-15 см. Такая вспашка земли требует уже существенной тягловой силы, параллельно у славян развивается и приселищное животноводство.
С продвижением славян на север и восток особенно быстрыми темпами возрастает роль ржи, которая становится одной из основных зерновых культур к исходу 1-го тыс. н.э. Это подтверждается летописцем Нестором, который в житии преподобного Феодосия Печерского упоминает о ржаном хлебе как повседневной пище печерских монахов, в то время как белый хлеб употреблялся только в праздники.
В отличие от пшеницы, являющейся в основном степным растением, рожь можно возделывать гораздо севернее, вплоть до 65-67º северной широты. Зафиксировав перемену культур, можно говорить о массовом проникновении к этому времени славян вглубь лесной зоны Восточной Европы. Считается, что это произошло в VIII-IX веках, хотя начался этот процесс уже в VIвеке.
Гнездовой характер тогдашнего расселения славян, связанный с основным их занятием – земледелием, приводил к тому, что, занимая новые земли, славяне начинают делиться на отдельные более мелкие племенные образования. «Повесть временны́х лет» даёт нам сведения лишь о 13 восточнославянских племенах, которые на проверку в действительности оказываются не племенами, а крупными племенными союзами.
Вот так, первоначально очень медленно, и начинался длительный процесс освоения Северо-Восточной Европы славянами.
В силу особенностей природно-климатических условий, включая их постепенные изменения, а также вследствие исторической неспешности процесса распространения славян на северо-восток, далее, к востоку от Балтийского моря, плотность населения резко снижалась. К тому же, значительные территории (по состоянию на начало нашей эры) были затоплены или подтоплены древним Ладожским озером, которое, по-видимому, по площади превосходило современный нам одноимённый водоём более чем вдвое. К югу от древней Ладоги тянулись громадные практически безлюдные пространства, занятые болотами и потому малопригодные для обитания людей.
В результате тектонических изменений земной коры, заключающихся в смещении Скандинавской плиты относительно Русской платформы, где-то около начала нашей эры произошёл прорыв вод Ладоги в её юго-западной части. Образовалась река Нева. Уровень Ладоги катастрофически понизился на несколько метров. Постепенно начал происходить процесс «осушения» громадных пространств к югу от Ладожского озера. Территории по обоим берегам реки Волхов, вплоть до озера Ильмень и даже далее, становились пригодными для заселения. Но заселять эти земли было попросту некому. Крайне малочисленное автохтонное население представляло собой редкие разрозненные группы первобытных охотников и собирателей. Сам способ их существования требовал расселения с минимальной плотностью, иначе бы возникли проблемы с пропитанием. Переход от первобытной охоты и собирательства к более высокой ступени общественного развития – земледелию и скотоводству – это, как известно, очень медленный цивилизационный процесс.
Расселение на северо-восток из центральной Европы предков восточных славян (в нашем случае – предков людей будущего племенного союза кривичей) происходило также медленно, по мере необходимости.
Что же касается западных славян, жителей юго-западных берегов Балтики, то у них вскоре после уже описанных событий появляется реальная причина для колонизации освободившихся от излишней влаги земель к югу от Ладоги. Эта причина – вновь усилившееся «цивилизационное» давление со стороны германских племён. Я уже упоминал в предыдущей статье многовековую историю противостояния «западных» и «восточных» «индоевропейцев», представителей, соответственно, генетических сообществ R1b и R1a. «Варяги-русь» и руководимые ими отдельные группы балтийских мореходов хорошо знали пути на восток. Они веками вели там меновую торговлю с немногочисленным тамошним населением, привозили с востока ценные меха. Пушнина в древности была одним из важнейших товаров. Будущие новгородские словене изначально прибывали на южные, «обсохшие» уже берега Ладоги, поднимаясь против могучего течения молодой Невы, используя паруса и попутный ветер, помогая себе вёслами.
Расселение (колонизация земель) в этом регионе происходило с севера на юг. Недаром археологические исследования свидетельствуют о том, что постоянные поселения словен в южном и юго-восточном Приладожье возникли относительно раньше, чем на землях, расположенных южнее, в верхнем течении Волхова. Быть может, именно здесь кроется отгадка того, почему один из древнейших городов Древней Руси до наших дней носит название Новгород, то есть «новый город». Он действительно был основан как «новый», по отношению к уже существовавшему на то время городу Ладога (в наши дни – Старая Ладога), расположенному значительно севернее. В целом же «отгадкам» некоторых известных или вовсе неизвестных загадок Русского Севера будут посвящены сразу несколько следующих статей.
Что ещё почитать по этой теме:
1. Аверьянов К.А.Рождение Древней Руси. Взгляд из XXIвека (серия Новейшие исследования по истории России). – М.: Центрполиграф, 2020 – 350 с.
2. Малинова Р, Малина Я.Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох / пер. с чеш., коммент. и послесл. Е.Н. Черных. – М.: Мысль, 1988 – 271 с.