Вопрос вынесенный в заголовок мне задают читатели часто, обычно в применении к конкретному советскому или германскому пилоту.
Чаще всего я отвечаю, что не располагаю достаточной информацией и не могу ничего сказать. А если формулировка вопроса выглядит как «верю ли я, что некто сбил столько-то самолётов», то поясняю, что вера — это вообще в другом заведении. В том, что касается истории, либо есть факты, либо нет. Во втором случае разумный человек предпочитает молчать.
Однако, для тех, кого подобные вопросы интересуют, тем более в отношении конкретных персонажей, у меня встречное предложение. Если вы хотите выяснить, а не обманули ли в каких-то цифрах, то выберете какие-то из наиболее ярких событий (когда много в одном бою сбито или в течении нескольких дней подряд), и я с удовольствием постараюсь проверить эти данные. Сам я биографиями не интересуюсь и не планирую, потому буду признателен, если вы сможете выбрать несколько эпизодов, с конкретной привязкой по времени, а главное, месту. И тогда, может быть нам повезёт и получится сопоставить с реальными потерями советской авиации.
Жду ваших предложений на почту nwt@nweb.su
Что касается темы в целом, я уверен, что данные по воздушным победам не всегда точны. Тому есть две причины. Первая, и известная, в том, что во время войны служба пропаганды просто обязана поднимать боевой дух. И одним из способов поднятия оного является тиражирование историй и разных невероятных подвигах. А принципе, в этом нет ничего плохого, раз помогает достичь победы. Важно, чтобы после войны эти истории не принимали за чистую монету.
Я давеча приводил случай типичный. Одному из наших пилотов присвоили звание Героя, в наградном листе указано, что в некий день он в воздушном бою сбил несколько немецких самолётов, причём последний тараном. После чего смог посадить свой истребитель. О нём уже после войны написали немало рассказов и сообщили массу подробностей. Однако, если почитать боевые документы, то выясняется, что полк, в котором данный лётчик служил, в то время находился вдали от района боевых действий, и занимался боевой учёбой и слаживанием. Воздушных боёв в тот период полк не вёл совсем. Правда, в указанный день, в тот районе вроде бы был сбит немецких дальний разведчик, но данные эти считались не подтверждёнными. Сами немцы действительно подтверждают потерянный в том районе и в тот день разведчик. Я не могу для баланса привести аналогичный пример по немцам. Но не потому, что их не было, а просто я не занимался, как уже сказал, их биографиями.
Вторая причина, по котором данные о воздушных победах обычно не верны, сугубо объективные. На войне реальной, в отличие от кино, вообще крайне сложно понять многое. Опять же на примере. Один бомбардировщик атакуют сразу три истребителя. Фотопулемёт каждого фиксирует, как пулемётно-пушечные очереди истребителей попадают в бомбардировщик, как тот загорается и начинает падать. В результате имеем вполне законно три сбитых бомбардировщика. А если бомбардировщик в пикировании сбил пламя, у земли выровнялся и пришёл на свой аэродром? Подобных случае много.
Потому данные одной стороны о том, сколько они сбили аэропланов, и данные второй о том, сколько потеряли, совпадать будут крайне редко.
Есть и ещё один интересный момент. Допустим, вылетали самолёты эскадрильи на боевое задание. Как и положено вели воздушный бой, попадали под огонь зенитной артиллерии. Но все вернулись на свой аэродром. То есть ни боевых потерь, ни аварий в сводках не будет. А на следующий день, техники после осмотра машин, сообщают, что часть самолётов получила критические повреждения во вчерашних вылетах. И хотя сесть смогли все, но взлетать на таких самолётах нельзя. Вот вам и парадокс очередной. Самолёты списаны по боевым причинам, или, как изящно пишут в сводках по движению матчасти, в результате воздействия противника. Но по итогам конкретных боёв они в потерях не учтены, что совершенно понятно.
Суть всех моих примеров (они не из головы, а из конкретных боёв взяты) в том, что точных данных о потерях авиации не всегда можно было получить в то время.
А потому поводов для споров будет всегда предостаточно.
Я перечислил не все интересные моменты, связанные с темой потерь в авиации. Но так как у меня уже была статья, то чтобы не повторяться, просто дам ссылку: