В начале XXI века киноэкраны захлестнула волна однотипных психологических триллеров, в конце которых дается одна и та же "шокирующая" развязка: мол, всё, что вы только что видели, происходило исключительно в голове главного героя, всё это - "игра воображения".
Сеттинг в таких фильмах разный, а суть - одна и та же. Надо ли говорить, что такой расклад отдает дурновкусием, халтурой и вообще способен впечатлить лишь гипотетическую маму Чарли Кауфмана (Кауфман издевается над этим новоявленным клише в своей "Адаптации"). Впрочем, судя по рейтингам на Кинопоиске и IMDB, зритель "обманываться рад".
Вот и легенда голливудского кино Мартин Скорсезе от римейков ("Отступники") перешел к постановке как раз таких "психологических" триллеров.
Действие "Острова проклятых" происходит в середине 50-х, снят он по роману современного беллетриста Дэнниса Лихэйна. Любимец Скорсезе Леонардо ДиКаприо, давно сместивший с этого поста постаревшего Де Ниро, играет федерального маршала по фамилии Дэниелс. Мент прибывает на пароме на уединенный островок, где находится самая выдающаяся в стране дурка. Самые опасные и безрассудные психопаты Америки сидят здесь. Но из этой охраняемой, как тюрьма, дурки вдруг сбежала пациентка. Она прячется где-то в окрестностях, ее необходимо срочно найти. Вскоре зритель выясняет, что Дэниелс долгое время стремился попасть на этот остров, – в застенках местного дурдома должен сидеть пироман, по чьей вине несколько лет назад погибла жена Дэниелса.
По ходу расследования Дэниелс, десять лет назад расстреливавший нацистов в их концлагерях, узнает, что врачи психиатрической клиники проводят точно такие же бесчеловечные опыты над своими пациентами, что и нацисты. Он твердо задается целью раздобыть улики и взорвать к чертям собачьим это змеиное гнездо.
Полагаю, что самому недалекому зрителю, увидевшему, с какой дьявольской силой разрывает голову Дэниелса мигрень, становится ясно еще в первой половине фильма, что на острове есть только один настоящий психопат, и этот психопат – Дэниелс. А уж если речь зашла о психопатах, то будьте уверены: всё, что происходит на экране, — это галлюцинации главного героя ("Остров мертвых" далеко не первый фильм, снятый по модным лекалам "психологического" триллера).
Этот гипнотический фильм, навевающий глубокий сон, в первую очередь демонстрирует беспомощность Скорсезе в показе снов (хотя видения Иисуса в скорсезевском "Последнем искушении Христа", как ни странно, производили впечатление!). Вот, например, ДиКаприо пускает слезу, обнимая жену, которая превращается в пепел… В комнату сквозь потолок падают серые хлопья… Тут трудно сдержать ухмылку. Просто сравните этот вздор с лаконичной обыденностью ночных кошмаров, показанных Бунюэлем в комедийном (заметьте, не триллерном и не хоррорном) "Скромном обаянии буржуазии"!
Главный герой вскоре понимает, что окружающий его мир какой-то наигранный, нереальный, высосанный из пальца. Расследование, конечно, надо вести, но как-то иначе, каким-то другим образом... То же самое можно сказать и про фильм: мороки и наваждениями, которыми пытаются пугать, беспомощны и бесплотны, а слезы героев пресны.
Наконец, фильм небрежно снят. Над островом бушует ураган. Наутро ухоженный дворик дурдома оказывается заваленным сломанными ветками и рухнувшими стволами деревьев… А в километре от дворика, по ухоженной асфальтированной дорожке, проложенной в лесу, мчит под лучами солнца автомобиль – и вокруг никаких следов разрушений. Видимо, все человеческие силы были брошены на расчистку леса, — или, может, это добрый леший расстарался?
Или вот еще: каменная крепость, форт времен Гражданской войны 1865 года, где содержатся самые опасные из самых опасных психопатов. Герой фильма оказывается внутри форта, и вдруг оказывается, что внутри форт состоит из стальных переборок, сделавших бы честь любой из серии "Чужих". На года строили крепость, сразу видно. А в подземелье, похоже, находится фотонный двигатель, который сработает, как только куранты пробьют 2186 год.
Особое внимание привлекает маяк. На маяке проходят сеансы психоанализа, а если не получится, то лоботомии. Но для того, чтобы доставить пациента до операционного стола, надо подогнать лодку, либо дождаться морского отлива, а потом долго и мучительно прыгать по скользким валунам. Американские психиатры легких путей не ищут.
Ладно. Подобную чушь можно стерпеть, и не такое видали. Но что действительно угнетает, так это целенаправленный идиотизм "человеколюбивого" сюжета. Так же, как и в "Игре" Финчера, этот достигающий космических масштабов островной бред оказывается масштабной инсценировкой, в которой задействованы все сто пятьдесят пять человек персонала.
Люди, которые носят белые халаты, в гораздо большей степени заслуживают костюмы паяцев! В эскулапах почем зря погибли выдающиеся артистические таланты (вот она, подлинная драма!).
В "Острове проклятых", в отличие от идиотской "Игры", всё совсем плохо. Спектакль, в котором Дэниелсу дают сыграть роль которую он сам себе выдумал сойдя с ума, поставлен на деньги таинственных полоумных попечителей. Оказывается, в этом мире есть еще добрые самаряне, которых волнует судьба какого-то заурядного полицейского, застрелившего спятившую жену и тоже съехавшего с катушек. Они дали докторам последний шанс, и добрые айболиты, не желая подвергать Эдварда лоботомии, разыгрывают театральное представление, которое должно помочь Эдварду произвести "самоидентификацию", "найти себя настоящего" и осознать, наконец, что именно он – самый опасный психопат на острове. Это помогло бы сэкономить ватку, которой следует протереть скальпель, и двадцать грамм спирта.
Но, увы, спектакль провалился... Что же теперь будет с финансированием американских психиатров? Дотации в опасности! А ведь американские психиатры и сами нуждаются в медицинской помощи! Уж слишком странные методы они практикуют. То имитируют собственное убийство, то изображают дело так, будто злые доктора (они, то бишь) спецом заманили Дэниелса на остров, чтобы сгноить в подвалах дурдома. В общем, тщательно портят свое реноме и изо всех сил насаждают в пациенте паранойю, будучи уверенными в том, что клин клином вышибают.
А иногда они даже демонстрируют ушлость: в одной из сцен они отправляют Эдварда (точнее, не препятствуют) ловить сбежавших после бури опасных психов, подвергая риску жизни этих несчастных безумцев, о которых они якобы столь сильно пекутся.
Оценка: 4,0 из 10.
Режиссер: Мартин Скорсезе.
Сценарий: Лаэта Калогридис (по роману Дэнниса Лихэйна),
Оператор: Роберт Ричардсон.
В главной роли: Леонардо ДиКаприо.
В ролях: Бен Кингсли, Макс фон Зюдов, Джеки Эрл Хейли, Марк Руффало, Мишель Уильямс, Эмили Мортимер, Патриция Кларксон, Тед Левайн.
Интересные факты о фильме:
- На роль Чака рассматривались кандидатуры Роберта Дауни-младшего и Джоша Бролина.
- Предполагалось, что фильм будет снимать Вольфганг Петерсен, но еще раньше, на самой заре разработки, планировалось, что фильм будет очередным совместным проектом Дэвида Финчера и Брэда Питта.
- Фильм должен был выйти на экраны в августе 2009-го, а премьерный "тайный" показ состоялся в декабре 2009-го.
- Сборы за уикенд в размере 40,2 млн. долларов стали рекордными для Скорсезе.
См. также: