Найти в Дзене

Читаем строки из беседы преподобного Макария Египетского и вспоминаем миф о пещере, Платона?

Итак, упомянутые в заглавии строки: «Представь, что кто-нибудь входит в царские чертоги, видит изображенные там истории и украшения, в ином месте разложенные сокровища, а в ином что-нибудь иное, и восседает с царем за трапезой, и предложены ему самые сладкие яства и пития, и вполне наслаждается он и зрением и убранством; а после этого влекут его оттуда, и он отведен в места зловонные; или, представь, что какая-нибудь девица, превосходя всех красотою, мудростью и богатством, избирает себе мужем человека нищего, незнатного, некрасивого, одетого в рубища, и снимает с него нечистые одежды, и облекает его в царскую ризу, и возлагает на него венец, и делается его супругою; наконец нищий начинает приходить в изумление и говорит: «Мне ли бедному, нищему, смиренному и уничиженному дана такая супруга?”

Коллаж автора. Изображения из открытых источников.
Коллаж автора. Изображения из открытых источников.

Так и Бог поступил с бедным и уничиженным человеком. Дал ему вкусить иного века, иной сладчайшей пищи. Показал ему славу и царские неизреченные небесные красоты. И человек, сравнив уже оные духовные блага с благами века сего, если видит потом царя, властителей, мудрых, то все отвергает, имея в виду небесное сокровище; потому что Бог есть любовь, а он приял в себя небесный Божественный огнь Христов, и наслаждается, и радуется, и привязан к тому».

Лично для меня прочитанное сразу сассоциировалось с упомянутым мифом о пещере: о различии мира имманентного и мира трансцендентного. Не находите сходство? Я кстати вовсе не утверждаю, что преподобный испытал влиянии Платона, не факт что он вообще его читал и был знаком с греческой философией в целом – судя по житию, как раз-таки нет. Просто параллели в восприятии очевидны.

Другое дело, что для философа наш мир – иллюзорен, а для египетского отшельника – волне реален, но поражен следствием греха. И соответственно иллюзия в нем – путаница в восприятии, когда благодаря гномической воле человек стремится к иллюзорным благам, которые ему кажутся подлинными.

И он часто не замечает собственного рубища, покуда не увидит царские чертоги; как и скованные цепью люди в пещере не поймут, что блики и тени от разведенного за ними костра не тождественны подлинной жизни.

Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал