Вообще если честно, в предрассветный час я колебался по поводу выбор слов в заглавии: «консолидировать» или «реанимировать». Второе после серии статей «Будущее профтехобразования: все-таки, поезд ушел?/Горькие размышления профессионала», «Первый зампред Военно-промышленной комиссии Дмитрий Медведев посетил конструкторское бюро «Радуга»/Размышления диванного эксперта», «Дефицит квалифицированных рабочих кадров как наследие девяностых: смертелен ли диагноз?», https://www.arms-expo.ru/analytics/professionalnoe-obrazovanie-/khodakov-igor-strategiya-nedouchek/ мне даже более уместным казалось и в большей степени отражающим реалии дня сегодняшнего. Но остановился на первом, главе «Курчатовского института» Михаилу Ковальчуку поверив.
Военные действия ведь действительно, при всей их инфернально-ужасающей стороне, при огрублении нравов, в предельно обнаженном виде проявляющимся в дихотомии, выраженной в героизме и подвиге одних и отчеканенной в поговорке: «Кому война, а кому мать родна» – моральном падении других, стимулируют развитие научно-технического прогресса, увы, на крови, страданиях и утратах замешанного.
Но опять же, для реализации даже самых передовых научных идей нужна столь же передовая производственная база и соответственно – квалифицированные кадры. А с ними.
А о том, что там творится с ними, читайте статьи по ссылке, среди них материал, написанный одним из моих неравнодушных читателей, в сфере профтехобразования работающего.
И тем не менее надеюсь, худо-бедно ситуация здесь будет исправляться. Должен же у власть предержащих сработать инстинкт самосохранения. А понимание тождества научных достижений с их воплощением в железе у них, уверен, есть. Да ив приведенных статьях – констатация дня сегодняшнего и тревога по поводу завтрашнего. Однако тревога замешана на надежде. Да, и еще.
Да и еще, Ковальчук произнес симптоматичную фразу: «Мы стали неотъемлемой частью европейского научного ландшафта. После начала СВО, безусловно, многое поменялось - роль нашей страны и российских ученых в европейской науке всячески пытаются ослабить. Но это происходит под давлением политиков, а научная среда этому как может пытается сопротивляться. Российская сторона также старается сохранять статус-кво» https://vpk.name/news/691588_kovalchuk_svo_sposobstvuet_konsolidacii_nauchno-tehnologicheskogo_prostranstva_strany.html.
Собственно, об этом и я не раз писал: Россия представляет собой часть не только культурного европейского пространства, но и, начиная со второй половины восьмидесятых – научного. И лично я увидел в словах Михаила Валентиновича завуалированную тревогу по поводу перспектив прерывания соответствующих связей.
Сможет ли наша наука и производственная база держать планку в отрыве от контактов с европейскими коллегами – покажет время.
Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал
Игорь Ходаков