Популярная урбанистическая идея о городе, где все под рукой, на дорогу тратится не больше пятнадцати минут и легко прожить без машины, породила новую теорию заговора. Ее сторонники убеждены, что политики, продвигающее концепцию 15-минутного города, на самом деле строят ГУЛАГ.
Концепцию 15-минутного города в 2016 году предложил Карлос Морено, ученый родом из Колумбии, который живет в Париже и преподает в Сорбонне. Морено, математик по образованию, считает, что городом правит желание сэкономить время. Скорость передвижения — одно из несбывшихся обещаний, данных человечеству автомобильной индустрией. Миллионы людей регулярно теряют время пробках, а попытки решить эту проблему, расширяя старые дороги и строя новые, по факту ничего не меняют. Если ехать быстрее не получается, то, может, ехать вообще не надо?
Идея Морено в том, что города должны быть спроектированы так, чтобы все необходимое для повседневной жизни горожанина — магазины, парки, рестораны, медицина, школы и рабочие места — было на расстоянии 15 минут от дома, пешком или на велосипеде. Ученый рисует очень удобную жизнь. Ее сложно наладить в спальниках, которые за последние сто понастроили по всему миру (Морено пару лет назад обещал подумать и над этой проблемой), но вполне реально организовать в более традиционных районах. Особенно тех, которые строились еще в те времена, люди передвигались по большей части пешком.
Датский урбанист Микаэл Колвилл-Андерсен подметил, что средневековые центры в старых европейских городах обычно как раз такие, что их можно пересечь за 15 минут. Майкл Стронг, урбанист из Канады сравнивает 15-минутный город с городскими районами, которые строились в XVII-XVIII веках и имели в качестве центра местную церковь. Короче говоря, урбанисты не изобрели ничего нового. Просто предлагают вернуться к традиционному устройству городов, ведь сама идея разнести жильё, работу, развлечения и шоппинг по разным частям города возникла в ХХ веке (и явно себя не оправдывает).
В 2020-м году мэр Парижа Анн Идальго построила свою избирательную кампанию вокруг 15-минутного города и смогла избраться на это пост во второй раз. О концепции стали много говорить и писать. Это вполне ожидаемо: предложение иметь все нужное под рукой и тратить на дорогу как можно меньше времени выглядит очень заманчиво. Сложно представить себе людей, которые от такого откажутся. Но они нашлись.
В прошлом году городской совет Оксфорда решил использовать концепцию 15-минутного города для борьбы с пробками и поделить город на шесть зон, между которым нет сквозного проезда (они, кстати, тоже не изобрели ничего нового, похожий проект реализовали в Гронингене в еще 1970-е годы). Недовольные этим планом защитники прав автомобилистов заявили, что настоящая цель проекта — запереть людей у них в районах и запретить им свободно передвигаться по городу. Якобы горожанам придется запрашивать особое разрешение для поездки на машине и даже при наличии такой бумаги смогут покидать свой район лишь сто раз в год, а все их передвижения будут отслеживаться.
Сначала этот бред тиражировали маргинальные СМИ, которые до этого боролись с вакцинами и обещали, что коронавирусный локдаун продлится вечно. А в 2023-м окончательно созрела новая теория заговора, сторонники которой верят, что 15-минутный город придумали вероломные левки, желающие превратить города в подобие ГУЛАГа, обитатель которого не имеют права удаляться от своего дома больше чем на пару километров. Теперь это всерьез обсуждают политики и селебрити.
Депутат нижней палаты британского парламента Ник Флэтчер недавно заявил, что «зоны с минимальным уровнем выбросов в их нынешнем виде наносят огромный ущерб любому городу, а теперь у нас хотят забрать свободу». Психолог и правый идеолог Джордан Питерсон опубликовал твит о том, что все это «часть хорошо известного плана». В Оксфорде проходят акции протеста. Как и Эдмонтоне, канадском городе, который вот-вот станет миллионником и тоже решил развивать 15-минутный город как профилактику транспортных и экологических проблем. Канадский проект пока не предполагает никаких ограничений для автомобилей, но протестующие в е равно уверены, что их хотят лишить свободы передвижения и поставить в «климатический локдаун».
Карлос Морено поговорил на эту тему с Forbes и рассказал, что пачками получает оскорбления, но дальше этого дело не идет. Ученый настроен опитимистично. Радуется, что о его теории говорят по всему миру и уверен, что после пандемии, позволившей многим людям ощутить человеческий масштаб своих городов, идея 15-минутного города актуальна как никогда. И имеет шансы на воплощение.