Третья часть истории о том, как в девятнадцатом веке проходили путешествия и почему ни одному человеку из нашего времени не захотелось бы путешествовать по старым правилам.
Первую часть можно прочитать по ссылке:
Гостиницы
Почтовые станции делились на четыре разряда. Как раз для классов путешествующих чиновников.
На станции первого разряда можно найти все что пожелаете: от мягких кроватей до блинчиков с икрой. Но это для богатых и зажиточных чиновников.
Для остановки на станции поскромнее придется все брать с собой, вплоть до дров для печи и свечей для освещения. Ну и комфорт таких станций вас бы сильно возмутил. Нет канализации, водопровода, обогреваются такие станции печью, освещение свечами и нет отбоя от блох и клопов, невозможно спать!
Не только иностранцы, но и сами русские постоянно жаловались на убожество порядков на ночных станциях. И гостиницы были ненамного лучше.
Литератор Франсуа Ансело, посетивший Россию, жаловался на жесткие матрацы, набитые конским волосом, на которых он спал в гостинице. При этом отмечал, что путешествия по России - самые дешевые. Особенно его поразили красивые виды и низкие цены на услуги извозчиков.
Вернемся к нашим героям
Александра Николаевна с мужем, измученные пятидневной дорогой, добрались до Петербурга. Они понимали, что это лишь начало пути. Но наконец-то они смогут остановиться в гостинице, помыться, перевести дух и немного развлечься.
Экскурсии
Если бы вам захотелось развеяться в ожидании лошадей или экипажа, то не тут-то было! По этикету той поры, воспитанный путешественник был обязан сразу по прибытии сообщить об этом полицмейстеру и оповестить того, кого планировали посетить. Для этого нужны были рекомендательные письма представления от влиятельных знакомых, если не было родни.
А что с экскурсиями? С этим было очень сложно и в самой столице, не говоря о маленьких городках. Чтобы увидеть тот же Эрмитаж, надо было обладать известной фамилией и хорошей репутацией. Ведь разрешение на посещение спрашивали напрямую у главного заведующего.
Путешествие по России еще сильно осложнялось отсутствием каких-либо карт. Точные карты и подробные путеводители запрещались, мало ли кому и с какой целью они могли бы понадобиться.
Несмотря на все это, одна англичанка в 19 веке писала: Москва - красивейший город! Думаю, что это самый живописный город из всех, что мне доводилось видеть. В ней нет изъянов, нет бедности, грязи. Все здесь лишь хорошо или очень хорошо. Ну конечно, видели бы вы Лондон в то время...
И снова к героям
Посетив родственников в столице и немного переведя дух, наши герои отправились дальше. Их путь лежал через Ригу в Берлин, далее во Францию. Но до Риги еще надо было добраться.
Так Карамзин в своих записках путешественника в 1798 добрался за пять дней из столицы:
Почта от Нарвы до Риги называется немецкою, оттого, что комиссары на станциях немцы. Почтовые станции везде одинаковые: низенькие, деревянные, разделенные на две половины. Одна для проезжих, а в другой живет сам комиссар.
Скука - спутник путешествий
Наша героиня невероятно устала от ночевок на этих убогих станциях, от однообразных пейзажей за окном, хмурого неба и непогоды. Тоска!
Недаром бывалый путешественник по России Александр Пушкин рекомендовал следующее:
На каждой станции предлагаю выбрасывать пустую бутылку, таким образом, ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие.
Представьте, как тяжело было даме в пути в ту эпоху! В корсете и кринолине даже в туалет нормально не сходить было. А тут бесконечная дорога и по уши грязи!
По пути наши герои все-таки застряли на одной из станций на четыре дня. Только появившихся на станции лошадей у них постоянно перехватывали: то чиновники высокого ранга, то более расторопные путешественники.
Если нервы уже не выдерживают и хочется уехать как можно быстрее, можно поискать ямщика среди местных. Но надо быть готовым раскошелится! Сдерут три цены, так как выбора у вас нет. Так с Карамзина извозчик взял тринадцать червонцев до Кёнигсберга, а хозяин трактира взял девять рублей за ночевку. По тем временам это были огромные деньги за такие услуги.
Единственный вариант сэкономить в пути - иметь подорожную. Радищев писал: кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей с крестом.
Впрочем, без такой бумаги вас бы просто не выпустили из города. В подорожной обязательно указывался чин и звание получателя. Станционный смотритель определял сколько лошадей вам выдать. А от этого зависела и скорость, и комфорт путешествия.
Наша героиня тряслась в экипаже три недели, пережила все прелести пути без элементарных удобств и изрядно покусанная клопами мечтала только о том, чтобы все это поскорее закончилось. Она уже поклялась себе, что больше никогда и никуда не поедет...
Железные дороги
Конечно, с появлением железных дорог все сильно изменилось, но не сразу. В Российской Империи железные дороги начали строиться в 1830-х годах, но сначала, как пишет в своих воспоминаниях юрист Анатолий Кони, к этому публика относилась с недоверием и непониманием.
Первое время вагоны царско-сельского класса были открыты по бокам, что было опасным для пассажиров и некомфортным. Отопления в вагонах первоначально не было, и пассажирам приходилось заказывать дополнительно жаровню, чтобы погреться. Не было и туалетов, приходилось терпеть до станций. Вагоны были четырех классов, отличавшихся по цвету. Четвертый класс появился позже и в основном использовался для перевозки солдат.
У Александра Блока даже было стихотворение, в котором упоминались цвета вагонов
Вагоны шли привычной линией
Подрагивали и скрипели
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели
Конечно, в то время неизученные до конца поезда были очень опасным средством передвижения. Они сходили с рельс, в них взрывались котельные, расписание поездов плохо согласовывались и составы нередко сталкивались друг с другом, приводя к ужасным последствиям и жертвам.
Даже императорский поезд потерпел крушение, а императорскую семью спас сам император.
Впрочем, постепенно, железная дорога все-таки сделала путешествия намного более удобными и комфортными. Помню как в романе Брэма Стокера "Дракула" были эпизоды, где герои очень точно рассчитывали время прибытия, опираясь на расписание, а это было для них очень важно - понимать в какое время и где они будут.