Найти тему

Инструкция по поиску решений в тупиковой ситуации

Проблемы, конечно, подталкивают к развитию. Однако, когда видишь груду чего-то неработающего, догадаться, как все наладить – сложно.

Так что – используем технику Джерри Стернина, отправившегося во Вьетнам бороться с недоеданием. По-вьетнамски не говорил, ресурсов почти нет, на проект отведено 6 месяцев.

Обычный подход к решению проблемы - закопаться в ее причинах. Которые и так понятны - нищета, нет чистой воды, низкий уровень образованности, антисанитария. Подобным анализом, пишут Хизы, можно заниматься бесконечно. Что сделал Стернин.

1. Изучал проблему там, где она возникла - поехал в деревни. А не читал отчеты в кабинете.

2. Стал искать лучшие практики: измерял детей из крайне бедных семей в поисках наиболее крупных и здоровых. Нашел.

3. Начал искать отличия в системе питания семей с крупными детьми. Тоже нашел - их кормили тем же количеством пищи, но четыре раза в день. И разнообразнее - матери, работая в полях, заодно искали мелких креветок и крабов. И еще по мелочам.

4. Здесь бы погорело множество консультантов. Автоматическая реакция созвать всех и сказать: "Люди! Ответ найден! Вот вам список рекомендаций". Только найти решение мало. Надо убедить людей меняться. С какой стати вьетнамцам слушать белого американца, что и как им есть?

Поэтому Стернин стал ежедневно собирать группы по 10 человек, которые вместе готовили еду. Совместил решение с общественным давлением, преподнес рекомендации как "от своих". И в следующих деревнях проходил весь процесс заново, а не говорил: "Там это сработало". Потому что получил бы ответ: "У нас здесь все не так". В итоге программа Стернина охватила 2,2 млн. человек и сотни деревень.

Вот такая инструкция по поиску решений в тупиковой, изначально, ситуации.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса

мой телеграм-канал с самыми актуальными постами: https://t.me/marketpsy

подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/

Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года в России по версии PWC.

Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты