Многие, кому "посчастливилось" поездить на советском автобусе ЛиАЗ-677, наверняка ещё помнят об одной довольно странной его особенности - о так называемой буксировочной проушине в заднем бампере. И этот элемент выглядел довольно странно, ведь другие советские автобусы того времени, как городские, так и пригородные, а также и троллейбусы, таких проушин не имели.
И поэтому складывалось впечатление, что ЛиАЗ, который сам себя порой еле тащил, должен был вроде как тащить за собой ещё и прицеп. Однако в реальности у 677-го никаких прицепов не было. Да и быть не могло из-за наличия гидротрансформаторной АКПП, которая не могла похвастаться высокими тяговыми показателями.
И тем не менее, эта прицепная петля, или же серьга, она же проушина, на всех 677-х моделях ЛиАЗа была, начиная с самых ранних, у которых были круглые задние фонари, и заканчивая более новыми модификациями с квадратными вертикальными задними фонарями. И поэтому советские пассажиры вполне резонно задавались вопросом, мол, прицепное устройство есть, а самого прицепа нет, странно...
При этом некоторые полагали, что эти проушины нужны были для буксировки сломавшегося транспорта на городских дорогах общего пользования. Вроде как эти автобусы распространены повсеместно, и если где-то на оживлённом участке дорожного движения поломается машина, пусть легковая, грузовик или даже автобус, то не за чем ждать грузовик-техпомощь. Проще снять с маршрута ближайший ЛиАЗ-677, отбуксировать "поломашку" подальше, чтоб не мешала, а затем вернуть этот автобус на маршрут, как ни в чём не бывало.
Логично же? Конечно логично. А главное как удобно!
Жалко, что эта версия так и не нашла никакого реального подтверждения, и поэтому не соответствует действительности.
А вот что касается реального назначения этой буксировочной проушины, то она действительно предназначалась для прицепа.
Не секрет, что в ранние советские годы по городам Союза то и дело курсировали так называемые автобусы с прицепами. По сути прицеп тоже был автобусом с дверьми, окнами и посадочными местами, только без двигателя и трансмииссии.
Так вот эти прицепы цеплялись к обычным городским автобусам типа ЗиЛ-158. Использовались они в часы-пик, когда пассажиров на остановках общественного транспорта скапливалось много. Всех нужно было развезти, и прицепы существенно повышали пассажировместимость автобуса.
А вот когда ажиотаж спадал, и такая большая вместимость уже не требовалась, пассажирские прицепы отцепляли и оставляли в автобусном парке. Сами же автобусы курсировали по маршруту в обычном режиме без прицепа.
Ну так вот, с ЛиАЗом тоже так хотели. Чтобы он тоже возил за собой прицеп, для того и нужна буксировочная проушина.
Так отчего же тогда никакие прицепы к 677-м не цепляли?
А не цепляли, потому что его 180-сильный бензиновый двигатель мощностью 180 л.с. просто не тянул вообще никакой прицеп с такой гидротрансформаторной трансмиссией. Была бы на 677-ом обычная автобусная механическая КПП, то хоть и медленно, но возил бы и себя без проблем, и прицеп с пассажирами.
Буксировочную же проушину продолжали ставить как бы "на вырост", в надежде, что на ЛиАЗе появится более мощный и высокомоментный дизельный двигатель с нормальной коробкой передач, и вот тогда-то и можно будет разработать и обычный прицеп, и прицеп-гармошку.
Но, как мы знаем, никаких новых двигателей на 677-м так и не появилось. И так вышло, что проушина оказалась по сути "лишней деталью".