Из передачи "Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым". Телеканал "Спас" (13 марта 2011 г.).
- Будьте добры, вопрос о чине прощения на Великий пост. Некоторых, не знаю, многих ли, но некоторых смущает, люди обсуждают между собой, что это значит, когда священнослужитель кланяется и просит прощения за грехи, но никогда не говорит, за что именно он просит прощения? Так абстрактно это выглядит, как магический ритуал – поклонился и всё. И второе, очень непонятно звучит вот это пожелание «многая лета». На такой праздник, может быть, вопрос долголетия и здоровья не самый главный? Почему не желают, например, очищения от грехов? Ведь все люди грешные, в том числе и епископы. Ведь безбожники тоже желают друг другу здоровья и долголетия.
- Сейчас объясню, это всё очень просто. Во-первых, я не знаю, как в Вашем храме, куда Вы ходите, а у нас в силу того, что примерно уже с VI века публичная исповедь в Церкви запрещена, поэтому ни один человек – ни священник, ни епископ, ни мирянин – вслух перед всей Церковью не исповедует свои грехи. В чём каюсь, я говорю очень конкретно: каюсь в невнимательности, в раздражении, в том, что, как я считаю, недостаточно хорошо выполняю свои пасторские обязанности, не справляюсь с теми нагрузками, которые на меня возложили и так далее. Стараюсь всегда конкретно, всем всё понятно. Для меня и для тех, кто присутствует, это совсем не пустой ритуал. Этот обычай ведь идёт из монастырей, а в монастырях монастырское братство в среднем двадцать человек, все друг друга знают, поэтому, когда Пётр просит у Василия прощения, и Василий, и Пётр знают, в чём тут дело. Другое дело, когда человек съездил в монастырь, увидел там, как друг у друга прощения просят, пришёл в какой-то храм в первый раз на исповедь, поворачивается и говорит: “Простите меня”. А за что, собственно? И как твоя фамилия? Это уже, конечно, пустое дело. Я всегда против этого и даже всегда, кто это делает так автоматически, я спрашиваю: «А ты этих людей знаешь?», – «Нет», – «В чём ты тогда перед ними согрешил? Зачем тогда это?» – «А я думал, так положено, потому что видел такое в монастыре». То есть такое попугайство, это, конечно, ни к чему.
И второе, многолетие. Многолетие – это есть определённый ритуал. В чине прощения помимо того, что мы молимся, там много всяких прекрасных молитв. И то, о чём Вы высказали свои мечтания, может быть, Вы невнимательно слушали, попросите у священника текст молебна на Торжество православия, Вы всё это увидите – и про спасение, и так далее. Когда речь уже идёт о иерархии, то есть такой обычай, традиция – в высокоторжественные дни, например, на престольный праздник, всегда возглашать многолетие правящему архиерею. Этим мы свидетельствуем, что мы не какие-то уличные бродяги, не какие-то самочинные люди, а мы принадлежим данной Церкви, у которой есть такой-то патриарх и такой епископ, той епархии, которой мы принадлежим, что мы не самозванцы. Это происходит в форме многолетия, в силу того, что они живы. Мы не раскольники, мы не сектанты, мы не самочинное сборище, а мы принадлежим всеми признанной Русской Православной Церкви. Мы упоминаем иерарха, поэтому провозглашается многолетие. Вот и всё.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/