На этом форте раньше, чем в самом Петербурге, появились электрические лампочки, а прожектор и паровое отопление - раньше, чем на других фортах. Его боевое оснащение поражало современников.
Форт был построен в 1855-1856 годах Э. И. Тотлебеным, а перестроен в 1869-1879 годах К. Я. Зверевым.
Впрочем, смотрите и слушайте историю форта на видео ниже:
Таким был этот форт сразу после постройки, а каким стал сейчас, покажу и расскажу в этой статье.
Так получилось, что нынешней зимой - это была наша первая вылазка на форты: то лёд был недостаточно крепкий, то, наоборот, - слишком крепкие морозы. В этот раз погода тоже не благоволила к прогулке на форт, даже предупреждение от МЧС пришло:
Но скоро весна, так что мы решили рискнуть. Чтобы попасть на "Милютин" надо проехать всю дамбу, развернуться на развилке и доехать до стоянки рядом с пешеходным переходом через КАД.
Здесь всегда много машин рыбаков, так что не проскОчите.
Со стоянки кажется, что форт совсем близко. Но на самом деле до него около километра.
Неподалёку виден другой форт - "Император Павел I". На нём мы ещё не были.
Снега на льду было не очень много, но ветер сбивал с ног. Но на Финском заливе - всегда ветер, поэтому даже при небольшом морозе (-7), надо одеваться на -20.
Повезло, что по дороге на форт, ветер дул в спину, поэтому через минут 15 мы уже подошли к форту.
Сначала решили обойти его снаружи.
По периметру форта сохранились доты и орудийные дворики.
Рядом обнаружился и вход внутрь.
Он был довольно узкий и низкий, так что я не полезла, а муж, взяв фонарик, рискнул.
Пока он изучал казематы, я рассматривала, из каких камней был построено это укрепление.
Через некоторое время муж вернулся, и мы пошли осматривать форт дальше.
"Граф Милютин" также, как форт "Риф", уже лет пять находится в частных руках по государственной программе "Аренда за рубль", о которой я уже рассказывала.
Но здесь как-то хозяева не очень озабочены приведением форта в порядок, а нацелены на скорейшее получение прибыли. Иначе как объяснить наличие на территории культурного объекта бани, трейлеров и кафе?
Пишут, что здесь будет музей, но пока есть только несколько стендов, да пулемёт.
Из одного из трейлеров вылез к нам заспанный парнишка в одной футболке и шлёпанцах и предупредил, что это частная территория. Но, впрочем, не стал препятствовать нашей прогулке по форту. И мы пошли внутрь.
На "Милютине", в отличие от других фортов, сохранились рельсы, по которым перевозили вагонетки со снарядами, и даже фрагменты самой вагонетки.
Весь остальной металл был растащен с форта, пока он с конца 1950-х годов оставался брошенным на произвол судьбы. Лишь кое-где сохранились металлические конструкции.
А вот это уже придумка новых хозяев!
Осмотрев форт внутри, мы поднялись наверх.
На этом форту, впервые в русской фортификации, орудия были установлены в башнях. Но орудия, которые можно увидеть сейчас, установлены были всего год назад, и это лишь макеты.
Мы осмотрели сверху панораму и отправились в обратный путь.
Уже из машины, сидя в тепле и попивая горячий чай, мы наблюдали, как контейнеровоз проходит кронштадтский фарватер.
Южный форт №3 стал тринадцатым из посещённых нами фортов.
Все статьи про эти походы собраны в специальной подборке.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Есть ли шанс у "Шанца"?
- Замурованный линкор - форт "Серая Лошадь"