Найти тему
Богословие и жизнь

Ресоветизация России: pro et contra

Приветствую тебя, дорогой читатель. Перед тем, как я начну говорить о заявленной теме, к слову сказать, очень важной и интересной, как мне кажется, я хочу сказать о том, что все мною сказанное и написанное в этом и параллельных блогах (в ВК, на Youtube), имеет живой отклик в моем уме и сердце. Это было, так сказать, лирическое отступление (чуть было не написал: отупение...).

https://img5tv.cdnvideo.ru/webp/shared/files/201806/1_766776.jpg
https://img5tv.cdnvideo.ru/webp/shared/files/201806/1_766776.jpg

Итак, перейдем к заявленной теме. Несмотря на то, я не жил при Советской власти (родился я в 1989 г.), т.е. моя сознательная жизнь началась тогда, когда эта система уже была разрушена или, точнее сказать, на глазах разрушалась, я все же дерзаю писать об этом периоде. Из положительных воспоминаний: я помню, что мороженное, которое мне покупали родители, было необыкновенно вкусным, оно было настоящим; таким же было и магазинное молоко в стеклянных бутылках; или кетчуп "Таврика". То есть: воспоминания из детства, пусть и такие нелепые, свидетельствуют: пищевая промышленность работала отменно. А теперь сравним качество продуктов теперешних и тогдашних: думаю, что сравнение будет не в польщу первых.

Далее. Когда я только воцерковился, в силу юности, в силу недостатка знаний, в силу примитивности ума, которому легче видеть мир в двух цветах - белого и черного - я естественно воспринял следующую цепочку рассуждений: в советское время гнали Церковь, значит государство было плохим. С этой установкой я и жил в период обучения в Семинарии и в первые годы священнического служения. Были споры, дискуссии в которых я повторял солженицынские мифы о кровавых палачах и миллионах жертв.

Но все эти разговоры, все споры, дискуссии, прочитанные книги и собственные размышления привели меня в итоге к иному взгляду на советскую эпоху. Конечно, советская эпоха весьма не однородна. Это правда. Поэтому я вынужден пользоваться широкими мазками. Но все же, опишу то, к чему я пришел.

1. Гонения на веру, на Церковь. Это, безусловно, страшная и трагическая страница нашей Отечественной истории. Слава Богу, что вера не погибла в народе! Слава Богу, за то, что были люди, которые за веру шли в лагеря и на мученичество! Их подвиг, поистине, бесценен. Но. Со временм я стал думать так: я не виновны ли были люди Церкви в том, что случилось со страной? Ответ для меня очевиден: часть вины, безусловно, лежит на тех, кто числился христианином, но таковым не был. Так ведь и страна у нас числилась православной, но что творилось хотя бы в тех же семинариях!

2. Конечно, я слышал о зверствах коллективизации. Но, когда я слышу фразы типа "России Бог помог выиграть Великую Отечественную Войну", я их принимаю совершенно искренне, однако считаю, что они нуждаются в комментариях и уточнениях. Каких, Вы спросите? Например таких: нельзя ли видеть действие Промысла Божия в том, что Он попустил нам за наши грехи претерпеть ту же коллективизацию, но, опять же промыслительно, сделал так, что построенная база для развития промышленности стала одним из значимых условий Великой Победы 1945 г.? А если так, то как не признать великую организующую роль государства? Мы, простите, и живем сейчас благодаря этой самой промышленности.

3. Долго писать не могу, поэтому сразу перейду к самому интересному: что же я предлагаю. А предлагаю совершенно простые вещи: необходимо воспринимать историю своей страны целостно, со всеми ее взлетами и падениями, доброму учиться, а злое отметать. А в Советское время было МНОГО доброго и полезного, что и нужно взять с собой в дальнейший путь.