Известный краснодеревщик и художник по фарфору Жюльен-Николя Ривар родился 1 июля 1802 года, а точнее 12 мессидора 10 года, в Париже в смутные времена революцией и наполеоновских войн. Для краснодеревщиков это было время ограничений по использованию местных пород дерева. Первое упоминание о мастере относятся к 1835 году: он несколько раз менял адрес своей мастерской. И все они были в бедных кварталах. По его собственным словам, это были годы «всяких жертв» и «двадцатилетнего упорства». В конце 1840-х годов он разработал новую технику маркетри и, наконец, получил заслуженное признание.
Шкатулка для драгоценностей, украшенная фарфоровым маркетри работы Жюльена-Николя Ривара.
Ситуация с работой кардинально изменилась, когда у власти оказался Луи-Наполеон Бонапарт и была провозглашена Вторая империя – период модернизации и восстановления экономики. Эмбарго на древесину было снято, и появился спрос на предметы роскоши.
18 сентября 1849 года Ривар зарегистрировал патент на «вид инкрустации, которую можно делать в лакированном или нелакированном дереве, меди, мраморе и любом другом камне, а также в бархате и т. д.». В заголовке он указал фарфор, который никогда не использовался в маркетри: «Все исследования, которые были проведены до настоящего времени в этой отрасли, оказались безуспешными, и… я первым сделал это открытие», — говорится в меморандуме, сопровождающем его патент.
Патент на 15 лет № 8860 от 18 сентября 1849 г. на «технику инкрустации, которая может быть выполнена в дереве, меди, мраморе и любом другом камне, а также в бархате, картоне и т. д.».
Эскиз к заявке на патент от 29 декабря 1849 г.
Техника маркетри, разработанная Риваром, предоставила ему возможность для сотрудничества с такими известными мастерами как Таан, краснодеревщик императора, и получить доступ к престижным заказам. С этого времени его студия переехала на улицу Нормандии, в оживленный район старого Парижа.
Период Всемирных выставок, первая из которых была инициирована принцем Альбертом в Лондоне в 1851 году, стал чрезвычайно удачным для Ривара. На этой выставке Ривар получил Гран-при за внушительный шкаф из черного и красного дерева с фарфоровым маркетри, созданный в сотрудничестве со скульптором Виктором Пайяром.
Шкаф из черного и красного дерева с фарфоровым маркетри работы Жюльена-Николя Ривара и Виктора Пайяра, высота 229 см, 1851 г.
Панель шкафа. Маркетри работы Жюльена-Николя Ривара.
Детали отделки шкафа.
На второй Всемирной выставке, состоявшейся в 1855 году в Париже, Ривар представил работы, созданные в сотрудничестве со знаменитой мануфактурой Таана и художником севрской мануфактуры Пьером-Жозефом Геру: мебель из розового дерева и стол из черного мрамора, за которые он получил медаль первой степени. Его стенд был замечен императорской четой и удостоился высочайших комплиментов, а императрица Евгения де Монтихо приобрела шкафчик для драгоценностей, которая сейчас находится в Музее Компьена.
Шкафчик для драгоценностей императрицы Евгении работы Жюльена-Николя Ривара, братьев Шарон и Пьера-Жозефа Геру, 1855 г., Компьен, Национальный музей замка.
После Всемирной выставки 1855 года Ривар получил много важных заказов. Мебель с его инкрустациями отправлялась в дома самых именитых персон Парижа, включая дворец Тюильри. Жюльен-Николя Ривар умер 17 февраля 1867 года, так и не успев закончить мраморные панели, инкрустированные фарфором, которые он готовил для Всемирной выставки в Париже в том же году. Он единственный, кто преуспел в технике маркетри с фарфором. Деликатность его работы не имеет себе равных, а мебель с его инкрустациями остается большой редкостью.
Стол графа Манневильского, инкрустированный Жюльеном-Николя Риваром, 1861 г., музей Cité de la Céramique, Севр.
Стол в стиле Людовика XV, длина 159 см, мануфактура Tahan, маркетри Жюльена-Николя Ривара, фарфор Пьера-Жозефа Геру, 1856 г.
Столешница.
Детали маркетри.
Бархатный бювар с маркетри из фарфора работы Жюльена-Николя Ривара,23х33 см, около 1860 года.
Использование бархатной основы для маркетри встречается крайне редко. Ривар предусматривает в своем патенте инкрустацию во все виды материалов, включая картон, кожу или бархат, но подавляющее большинство работ, дошедших до нашего времени, это инкрустация по дереву. Этот бювар — исключительный пример инкрустации бархата, техника, высоко оцененная клиентурой и прессой. Огюст Люше в отчете «Промышленное искусство на выставке 1867 года» описал ее как «еще более красивую, чем красивая».
Кожаная шкатулка с маркетри из фарфора работы Жюльена-Николя Ривара, длина 25 см, около 1860 года.
Бюро, инкрустированное Жюльеном-Николя Риваром, ширина 76 см, мастерская Alphonse Giroux et Cie, 1850-1867 гг.
Детали маркетри.
Интерьер бюро. Этот предмет мебели – редкий пример сотрудничества Ривара с престижной мануфактурой Alphonse Giroux et Cie, основанной в 1799 году.
Шкатулка для драгоценностей, принадлежавшая Эльзе Скиапарелли, длина 76 см, работы Жюльена-Николя Ривара, 1860-1867 гг.
Крышка шкатулки украшена розами и жасмином, самыми романтичными цветами, а боковые стороны украшены полевыми цветами, колокольчиками и ромашками, которые олицетворяют невинность и кокетство. Точность цветочных украшений Ривара принесла ему в 1852 году медаль Национального общества садоводства.
Шкатулка для драгоценностей, боковая панель.
Шкатулка с маркетри работы Жюльена-Николя Ривара, длина 21 см.
Крышка шкатулки.
Элегантный столик для шитья с маркетри Жюльена-Николя Ривара, высота 76 см, 1850-1860 гг.
Крышка столика.
Изящный стол с венком ипомеи, мануфактура Tahan, маркетри Жюльена-Николя Ривара, высота 76 см, 1850-1867 гг.
Шкатулка для косметики из тюльпанового дерева с четырьмя флаконами для духов, мануфактура Tahan, длина 43 см, маркетри Жюльена-Николя Ривара, фарфор Пьера-Жозефа Геру, 1856 г.
Интерьер шкатулки.
Крышка шкатулки работы Жюльена-Николя Ривара.
Пара шкафчиков из черненой грушис фарфоровым маркетри работы Жюльена-Николя Ривара, фарфор Пьера-Жозефа Геру, высота 113 см, 1854 г.
Маркетри на дверце с букетом цветов из инкрустированного фарфора.
Маркетри на дверце с букетом цветов из инкрустированного фарфора.
По материалам сайта аукционного дома «Marc Maison».
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации по истории прикладного искусства вы можете найти в статьях:
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!