Найти тему
Михаил Исаев

Драконы и грифоны в христианской традиции

Привычные для нас каноны христианской традиции сформировались не ранее XVII века. Если мы обратимся к художественному творчеству писцов рукописных религиозных книг XII – XIV веков, перед нами представит совсем другое христианство.

Византийская классика - самое начало.
Византийская классика - самое начало.

Официальное крещение Руси - это обращение в новую веру лишь высшего государственного руководства. Народ по-прежнему верил в своих богов. Конечно, его сгоняли в реку силой, крестили. Но этот обряд не вызывал никакого чувства принадлежности, ответственности, соучастия. Это был чужой обряд чужого бога. Те, кто хотел продвинуться по службе, вынуждены были принимать новую веру, но подавляющая часть населения придерживалась старых традиций.

Миссионерам новой церкви нужно было залезть в мысли, в душу. Объяснить, доказать, что новая вера лучше старой, самая правильная, самая лучшая. Для этого использовались наглядные образы.

Три уровня мира, на верху, архангелы кормят тотемы
Три уровня мира, на верху, архангелы кормят тотемы

В этих картинах можно разглядеть старых богов и разгадать идеи, которые использовались для культурного влияния. На одной из них мы видим, что архангелы кормят с рук медведя и грифона, пасут остальные тотемы. Это делает даже не сам бог, а его помощники. Людям, давали понять: «ты поклоняешься медведю, но медведя кормит высший бог, зачем тебе посредник, почитай высшего бога».

Иллюстрации, в которых грифоны, драконы, птицы переплетены и стянуты в один узел, как бы говорят: "смотрите сколько разных богов, - они есть стены и купола дома высшего бога". Или так: "концы нити, из которой сплетена эта сеть, в руках нашего бога, он всем управляет".

Образы старых богов активно использовались в качестве букв и знаков препинания. Таким образом, указывалось на их принадлежность к святому писанию, они становились частью новой веры. Но потребовалось более 600 лет, чтобы вымарать старых богов из святых текстов и привести все к единому канону.

Использованы материалы трудов Ф.И. Буслаев «Сочинения по археологии и истории искусства» 1908 г.