– Здравствуйте, люди добрые! Подскажите, пожалуйста, где я нахожусь?
Скиталец вышел из колючего куста и робко присел поближе к огню. Озябший, усталый, несуразный. Шорты в стиле «милитари» хороши где-нибудь на пляже, а в дремучих лесах это одежда неуместная. У бедолаги из мокрых штанин торчали костистые коленки, сплошь покрытые царапинами, ссадинами, побитые комарами и прочим гнусом. До мяса. Зато на оранжевой майке алел позитивчик: «Нас невозможно сбить с пути! Нам пофигу, куда идти!»
– Вот тут у меня карта… – протянул линялую цветную бумажку. Ни масштаба, ни подробностей. Абрисы – и те точнее бывают. По центру композиции капнули горькие слёзы, и часть рисунка растворилась до абстракции. Такие псевдокарты повадились дарить туристам вместо сувениров на всяких конференциях, посвященных развитию местного туризма. Открытки-раскладушки, где дизайна много, а смысла мало.
Пока я ходил к палатке за нормальной километровкой, паренька укутали в спальник, вручили кружку компота и сало на сухаре.
– Спасибо! У нас продуктов осталось не так много, а нам ещё надо выходить с маршрута… – и сразу получил тарелку супа и второй бутерброд.
Короче, рассказывает: привёз группу аж из Питера. Прочитал про наши горы в интернете, пролистал соцсети-форумы, посмотрел красивые фотографии, изучил рекламные буклеты. Хотели пройти классический маршрут, но таёжная реальность оказалась чуть более суровой, чем городской оптимизм. Километры длиннее, если ходить их своими ногами. Болота – мокрые, горы – высокие, крапива жжётся. В итоге восемь ленинградцев уже полторы недели гуляют по пасмурной Сибири и теперь весьма примерно представляют, в какой стороне колыбель трёх революций. Дорогу спросить не у кого.
– Мы когда увидели дым, так обрадовались! Я ребят оставил ждать у ручья, а сам – на разведку, без рюкзака, – после горячего супа его хоть знобить перестало.
– Что же с вами делать?.. – растерянно почесали темечки, – Вы уже далеко забрались, отсюда до цивилизации даже подготовленной спортивной группе три дня хода. А если у вас в основном новички, которые тайги толком не видели…
В общем, перетрясли свои запасы. Там урезать рацион, тут сэкономить, кое-что объединить, от излишеств отказаться – собрали килограммов шесть круп и сублиматов. Сувенирную карту-буклет я гнусно обматерил и ритуально сжёг. Взамен подарил заблудшим свою ламинированную копию планшетных листов Генштаба СССР.
– А как же вы?! – отнекивался петербуржец.
– Мы же местные! Я отсюда выйду даже пьяный, по звёздным тропам и птичьему следу!
Продукты сложили в пакет. Переглянулись, добавили к набору гуманитарной помощи маленькую бутылочку хорошего настроения.
– Извините за нескромный вопрос… А какого рожна вы ходите по тайге в шортах?
– До этого мы ходили в Крым, в Карелию и на Алтай, – скиталец поскрёб красные колени, – Там в основном тепло, трава по щиколотку, такого бурелома нет и комары намного добрее. У нас вся команда в шортах. Теперь каемся.