Эта женщина была незаурядной личностью, которая начала свой путь в разведке ещё в 1931 году и 20 лет успешно решала задачи различного уровня. Работала во многих странах, с выдающимися разведчиками. Настоящим «звёздным часом» в богатой событиями жизни стала двухлетняя работа с разведчиком Дональдом Маклином.
Кэтрин (Китти) Харрис/ «Ада» родилась в 1899 году в Лондоне, в семье выходцев из России, которые в поисках лучшей жизни переехали в Канаду. Уже в 13 лет она пошла работать на фабрику. Когда родители переехали в США и она получила американское гражданство, стала активно участвовать в рабочем движении.
Там познакомилась с Эрлом Браудером, который позже стал первым секретарём компартии США, и вышла за него замуж. Вместе они выехали по делам Коминтерна в Китай и вскоре после возвращения развелись. В 1931 году была завербована советской разведкой. Проявила себя как смелая и инициативная женщина, не теряющаяся в любой ситуации. Агент «Ада» была рекомендована для работы в Германии.
Проживая в Берлине, работала по всей Европе в качестве курьера-связника. Доставляла материалы ценных агентов в Центр. Уже к середине 30-х годов Кэтрин доверяли вести работу самостоятельно.
В это время в Англии источник особо важной разведывательной информации остался без связи. Было решено отправить туда «Аду». Её вызвали в Союз. Тщательно обучали технике фотографирования документов и средствам маскировки материалов. Она становилась куратором от Центра.
На организованную ею конспиративную квартиру несколько раз в неделю приходил сотрудник английского МИД Дональд Маклейн с секретными материалами. Харрис тут же их фотографировала и отдавала назад. А он быстро возвращал их обратно на работу до следующего утра. Далее без проявки Кэтрин срочно передавала их легальному резиденту в Лондоне. Тогда она работала под псевдонимом «Норма», а Маклин – «Лирик».
Двое молодых людей, умных, красивых, работающих в постоянном контакте понравились друг другу. Уже через пару месяцев их контакты стали очень тесными. Когда в одном из сообщений в Центр он подписался «Лирик», в Москве поняли, что девушка перед ним расшифровалась и назвала их псевдонимы. Это было серьёзнейшее нарушение инструкций работы.
Требовалось решить, что делать с нарушительницей конспирации. С одной стороны, «Норма» должна была понести наказание. Но с другой – международная обстановка не позволяла прервать поступление от «Лирика» важнейшей информации в условиях надвигающейся войны. Учитывая, что на качество и быстроту работы их отношения никак не влияли (даже наоборот, «Лирик» начал работать активнее), Центр решил в отношения не вмешиваться. Но предупредил девушку, чтобы дальнейшего раскрытия информации перед Маклином не было. Теперь он действовал под псевдонимом «Стюарт», она стала «Адой».
В сентябре 1938 года Маклин перевели в английского посольство в Париже. Кэтрин командировали туда же. В январе 1940 года стало известно, что «Стюарт» встречается с американкой. Для «Ады» это стало тяжёлым ударом. Он признался американке, что связан с СССР по «шпионским делам», хотя и не назвал имя своей связной.
Кэтрин нашла в себе силы дать трезвую оценку ситуации – он влюбился, но по-прежнему работает с воодушевлением. Следовало бы отвести несчастную женщину от работы с бывшим возлюбленным. Но Центр боялся потерять на него влияние. И «Аде» поставили задачу – сохранять самообладание, продолжить работу и не терять влияние на британца. Она сумела убедить его в том, что в случае огласки со стороны американки, опасность будет огромной. Учитывая, что его Мелинда никогда и нигде не упоминала об этом факте в будущем, «Ада» смогла быть тогда убедительной.
Разведчица сумела вести работу до самого конца, пока 10 июня 1940 года немецкие танки не стали надвигаться на Париж. В тот день Дональд Маклин оформил свой брак с Мелиндой, и они срочно выехали с английским посольством в Лондон. Кэтрин Харрис бежала в Советский Союз. Благодаря её усилиям он по-прежнему остался агентом СССР.
Когда началась война, разведчица буквально требовала отправить её на фронт, или хотя бы в партизанский отряд. Но её решили переправить через США в Мексику.
В Штатах она задержалась на год, работая для нового резидента внешней разведки Зарубина над приобретением новых источников информации. Это было крайне опасно, невзирая на документы прикрытия. Поскольку её знали, как жену активного коммуниста Браудера и в контрразведке лежали сообщения двух предателей о том, что она «агент ОГПУ». Всё обошлось благодаря её профессионализму.
В Мексике разведчица отработала до 1946 года. И вернулась в страну, которую всю жизнь считала своей Родиной – СССР. Она чувствовала себя счастливой, даже не подозревая, чем «наградят» её за труды.
Ещё в 1937 году ей заявляли, что вопрос с советским гражданством почти решён. Теперь ей ответили, что в деле отметок нет и приём в гражданство нужно начинать заново. Поскольку она формально была «иностранкой», её тут же выслали из Москвы, в Ригу, где патриотизм был не в почёте.
В это время полковник Василевский, с которым «Ада» почти всю войну проработала в Мексике, уже работал на руководящем посту во внешней разведке. Но он не сказал ни единого слова в её защиту.
В Риге «Ада» оказалась одна, не зная ни латышского, ни толком русского языка. В 1951 году, когда Дональд Маклин приехал в Москву, никто из обустраивающих его даже слова не сказал о ней, столько труда положившей на налаживание прочной работы с ним. В это же время Харрис арестовали. Местному руководству не нравились её резкие патриотические прорусские высказывания. И снова из разведки не прозвучало ни единого слова заступничества.
Она отсидела 2 года, попав на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Освободить её помог тот же Маклин. Однажды он спросил у своего «куратора», где находится разведчица «Норма», с которой он работал во Франции? Навели справки. Потребовался «окрик» из Москвы, чтобы в Риге её освободили.
В 1954 году Ада переехала в Горький, где ей наконец дали квартиру и интересную работу, назначили пенсию. Ей оставалось 12 лет жизни, которые она наконец прожила спокойно. Когда её провожали в последний путь, на шее женщины заметили цепочку с кулоном с гравировкой. Его подарил когда-то Дональд Маклин.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.