Первые серьезные звоночки для экономики СССР, начались еще в восьмидесятых, но несмотря на это, страна занимало второе место в мире. У Союза было достаточно много друзей, с которыми СССР поддерживал торговые отношения. Наши товары составляли приблизительно одну пятую, от общемирового рынка продукции. Если говорить об активности товарооборота, то здесь главным нашим партнером выступала ГДР. Чуть послабее взаимодействовали с Чехословакией. Что касается второй половины мира, где располагались наши капиталистические противники, активнее всего торговали с ФРГ. Причем продавали за границу практически весь спектр товаров, от картона и удобрений, до целых заводов. Ну и естественно автомобили.
Есть мнение, что наша техника западной и в подметки не годится. Но это далеко от истины. Отечественные автомобили на западе всегда по достоинству ценились. Взять тот же Москвич 412. Очень его любили в странах Скандинавии и во Франции. А в Бельгии, так и вовсе собирали эту модель по лицензии. Про грузовую технику вообще отдельная история. Например наши знаменитые КрАЗы приглянулись не только военным. Британцы взяли у нас партию этих грузовиков для использования при строительства знаменитого туннеля под Ла-Маншем. Да и сейчас на дорогах Азии или Европы можно встретить наши БелАЗы и МАЗы. Но конечно лучше всего у нас всегда покупали военную технику. Танки, вертолеты, самолеты, катера… Объемы были такие, что доля от продажи техники и транспорта составляла порядка 15% от общего экспорта.
Кстати продажа углеводородов это тоже далеко не изобретение нынешней власти. Конечно до 75% от экспорта в СССР не дотягивали, но за период с 1975-го по 1989-й год получилось выручить больше ста миллиардов рублей. Обвал цен на углеводороды в 1986 ом году очень болезненно отразился на государственной казне.
Остальные товары продавались значительно скромнее. Доля экспорта металла за рубеж была не больше 8%. Химическая промышленность давала и того меньше, приблизительно 3.5%. А товары народного потребления едва дотягивали до двух процентов.
Хотя если взять некоторые товары отдельно, то поступления в казну от их реализации были очень неплохие. Легендарный фотоаппарат Зенит, ежегодно уезжал за рубеж в количестве миллиона штук. Очень хорошо брали наши советские часы. Спрос на эти категории был стабильно высок.
В общем нам есть чем гордится и если вы можете продолжить это список, милости прошу в комментарии.