Найти тему
Мировая Экономика

Что нам даёт заход в Пакистан. М. Хазин

В Интервью на радио Спутник, Михаил Хазин ответил на следующий вопрос:

Исламабад рассчитывает, что третьи страны не будут мешать развитию сотрудничества с Москвой по поставкам нефти и газа. А ранее была новость о том, что газопровод “Пакистанский поток” может транспортировать газ из различных источников - как регазифицированный СПГ, так и трубопроводный из Ирана и Туркменистана.

Но здесь возникает вопрос: вообще, насколько перспективный, на ваш взгляд, партнёр для России Пакистан и вообще наши российско-пакистанские отношения в нефтегазовом секторе?

Михаил Хазин: У нас отбирают рынки, поэтому любой потенциальный рынок нас устраивает. Теоретически Пакистан находится в сфере экономических интересов Индии. С другой стороны, с Пакистаном граничит Иран, который явно совершенно будет входить в Евразийский союз. У

Индии нету лишней нефти. По этой причине нефть и газ Пакистан с удовольствием у нас будет покупать. Не вызывает сомнений, что третьи страны - это прежде всего США, Евросоюз и Великобритания - будут этому мешать по вполне понятным причинам, потому что это противоречит их санкционной политике на то, чтобы лишить Россию рынка.

По этой причине Пакистан нам интересен, мы с ним будем работать, но дальше будем смотреть. Другое дело, что куда удобней для Пакистана получать газ из Туркмении, с которой он почти граничит (почти - потому что между ними достаточно узкая полоса Афганистана).

Маршрут нашего транспортировочного потока
Маршрут нашего транспортировочного потока

И дальше говорим об Иране. Но тут дальше начинаются разные тонкости. С другой стороны, что нам мешает поставлять сжиженный газ, например, на терминалы в Каспийском море, а они через Каспий, через Иран пойдут в Пакистан. Тут есть целая куча разных интересных историй, которыми можно заниматься. Дай бог, мы этим будем заниматься.

Ведущий: Когда речь идет о том, что третьи страны, которые вы назвали, в том числе США, Великобритании и ряд других, могут вмешаться в российско-пакистанские взаимоотношения - а каким образом? То есть ввести санкции против нас? Да против нас уже и так там санкции введены. Повлиять на Пакистан? Что они могут сделать, какие есть рычаги для давления?

Михаил Хазин: Мы уже знаем, какие рычаги давления. Всем банкам, которые могут дать денег на то, чтобы эти операции проводить, им это запретили. Для того, чтобы по морю везти что-то, там нужны страховки.

Страховки возможны только западные. Западным страховым компаниям запретили страховать российские суда. Можно сделать, чтобы российские компании страховали, но тогда западные порты не принимают эти страховки.

Я, кстати, думаю, что пора в наших портах запретить страховки западные. Например “Ллойдс”. То есть вот если судно застраховано в ней, то будьте любезны застраховаться в правильной компании. “Ллойдс” - это британская компания.

В ней, по-моему, 80% перевозок по морю страхуют. Ну все, вот в наших портах “Ллойдса” быть не должно и дальше мы должны. Мы должны всем объяснять, что ребят, не надо там страховать, для нас это неправильная компания.

Ведущий: Но вообще, что вы скажете о газопроводе пакистанский поток? Насколько финансово выгодным это может быть для России?

Михаил Хазин: Любая продажа - это финансовая выгода. Тем более, что строительство идет по-другому, финансирование идет по другому механизму. Это не газовые компании делают и не нефтяные. Это во многом будут государственные деньги, в том числе весьма возможно - пакистанские.

То есть это нужно делать. Ну а что касается конкретного проекта, то нужно считать, смотреть бизнес-план. Поскольку мы его не видели, то мы не можем его оценить.

Читать в продолжение темы:

Роль энергетики в будущем

Проблемы в энергетике сказываются на уровне жизни
Проблемы в энергетике сказываются на уровне жизни