Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Структура нашего опыта (часть 2): роль и миссия

В прошлой части статьи о структуре опыта человека мы разобрали 3 базовых составляющих нашего опыта: окружение, поведение и способности.

Вспомним, что, когда только человек рождается, он попадает в окружение, с которым взаимодействует и у него формируются различные способности. Однако какие-то занятия ему по душе, а какие-то нет, что-то является его жизненным ориентиром, а что-то не имеет для него значения.

4 уровень структуры опыта называется ценности и убеждения.

В чем отличия ценностей и убеждений и как они взаимосвязаны?

Приведу пример: маленькая девочка живет в семье, где мама постоянно хлопочет по хозяйству: готовит, моет, убирает, стирает, гладит и очень устает, но говорит, что именно так должна делать хорошая жена – она должна быть хорошей хозяйкой. Отсюда у дочери формируется убеждение, что любят и женятся только на тех, кто обладает особыми навыками хорошей хозяйки. Что любовь нужно заслужить. Таким образом возле ценностей семья и любовь формируются различные установки, подтверждение которым она находит, исходя из опыта других людей, взаимодействуя с ними.

Убеждения – это установки, которые поддерживают нашу деятельность.

Вокруг одной ценности – например, семья, может быть миллион установок. Они могут быть как негативными, так и позитивными. Например, позитивные убеждения: что каждый человек заслуживает любви независимо от того, кто он и что умеет; что семья – это те люди, которые принимают тебя любым.

Ценности отвечают на вопрос: зачем?

Убеждения отвечают на вопрос: почему?

Но вопрос «почему?» не приближает нас к ответу. Он не позволяет узнать истинные мотивы человека, а лишь дает понять, какие убеждения лежат в основе его поведения. Но помните, что за любым поведением стоит ценность: безопасности, признания, свободы и так далее.

Этих 4 уровней опыта достаточно для существования человека. Однако с определенного возраста у нас возникает потребность в самоактуализации. Тогда мы задаем себе вопрос: «Кто я?». Но человек не может ответить на него, пока он не имеет представления обо всем том, что находится на нижних уровнях структуры опыта.

5 уровень структуры опыта называется роль.

Мы можем наделять себя различными ролями. Такими как: жертва, неудачник, дурак или же победитель, успешный и талантливый человек.

Когда мы присваиваем себе определенную роль, наше окружение, поведение, способности и убеждения автоматически подстраиваются под нее – так работает наша психика. Поэтому так важно говорить и думать о себе только в позитивном ключе.

Следующий уровень структуры опыта выходит за пределы конкретной личности.

6 уровень называется миссия – то, что я делаю за пределами своего Я.

Миссия может быть связана только с самим человеком, но и с теми, кто его окружает. Миссия может быть в разных масштабах. Например, в масштабе семьи: миссия воспитать своих детей так, чтобы они не боялись проявлять свои чувства, или – карьеры: используя свои способности, научить как можно большее количество людей стать авторами своей жизни! Вопрос для этого этапа: «Ради чего большего, чем я сам?».

Миссия – это то, что отражает наши ценности. То, ради чего мы готовы не сдаться, встретив сложности. То, что важного мы транслируем миру.

Подумайте, какую роль вы занимаете или какую хотели бы занимать? И как ваша роль проявляется на всех уровнях структуры развития опыта?

Чтобы сделать свой первый шаг к успеху и богатому мышлению, начните прорабатывать свои ограничивающие установки по описанному мной алгоритму. Список из основных 200+ ограничивающих установок вы найдете по этой ссылкеhttps://skydzen.ru/data/uploads/pdf/praktikapoiskaubezhdenij/practicum.pdf.

Предлагаю продолжить и углубить проделанную вами работу на личной консультации
👉 WhatsApp, Tel: +79086311911
👉 Подписывайтесь https://t.me/lifeuspeh

Автор: Наумов Виталий Александрович
Психолог, Супервизор, Гипнолог-миллионеров наставник

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru