53,9K подписчиков

"Я — преподавал в разных вузах Москвы": необычные случаи из педагогической практики

4,8K прочитали

Небезызвестный герой фильма «Белое солнце в пустыне» говорил: «Восток — дело тонкое». Перефразируя его, скажу: «Педагогика — дело очень тонкое». Уверен, что каждый преподаватель встречался с нестандартными ситуациями, выход из которых возможен был лишь при принятии также нестандартного решения.

Я хочу поделиться лишь особо запомнившимися мне случаями, с которыми столкнулся, преподавая в различных как государственных, так и внебюджетных вузах Москвы. Их название, чтобы как-то не скомпрометировать их, приводить не буду, впрочем, некоторые из них уже не существуют. Случаи были зачастую курьёзными, но иногда граничащие с драматизмом.

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ

Вёл занятия у заочников. Как и положено в первый их заезд, прочитал вводные лекции, дал вопросы для подготовки к зачёту и темы контрольной работы. При этом предупредил, что контрольную работу принимать буду только в рукописном виде (всё равно «сдерут» из Интернета, а так хоть что-то запомнят).

Группа была сравнительно небольшой, поэтому учебный отдел назначил одновременную сдачу зачёта и приём контрольной работы.

Подходит девушка, довольно уверенно отвечала на вопросы зачёта, хорошо ориентировалась в своей работе. Я, заслуженно оценив её ответ, отпустил её, но она садится рядом со стулом экзаменуемого, на который садится молодой человек. Ну, мало ли что, переживает за парня, поэтому не обратил на это внимание. Парень отвечал довольно неуверенно. Смотрю контрольную работу — там начинается с нормального почерка, а завершается… В общем, то горизонтальная линия, то буквы огромных размеров.

Девушка заметила моё непонимание.

— Олег Алексеевич, не ругайте его, пожалуйста, это я всё писала.

— ???

— Дело в том, что мы муж и жена. Оба работаем, времени абсолютно не хватает, поэтому частенько выполняем работу друг за друга.

Разговорились. Оказывается, что они не просто оба работают, а постоянно вместе мотаются по командировкам на своей машине. Частенько он ведёт машину, а она вслух читает учебник.

Я не просто рад, что в наше время есть такие молодые люди, я восхищён ими — создали дружную семью, вместе делят тяготы работы, да ещё и совместно повышают свой образовательный уровень. Счастья Вам, ребята!

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

СЛУЧАЙ ВТОРОЙ

На этот раз очники. Вёл у них два семестра: в первом — социологию, а во втором — политологию.

На первом же занятии замечаю, что одна из девушек, Катя (имя изменено), с признаками болезни Дауна, не совсем чтобы явно выраженными, но заметными. Потом мне подтвердили это.

На занятиях она вела себя как образцовая студентка. На лекциях внимательно слушала и даже что-то записывала. На семинарах активности не проявляла, но иногда пыталась «вставить свои пять копеек».

Экзамен. Проводил его, как и положено согласно организационно-методическим указаниям, — в аудитории не более пяти студентов (один сдающий и четыре готовящихся к ответу). На столе у каждого программа предмета, подсказывающая, о чём надо говорить.

Подходит очередь отвечать Кате. Она бодро слово в слово зачитала мне программный текст по доставшимся ей вопросам, вплоть до последней фразы: «Значение социологии для современного общества». Пытаюсь уточнить в чём же, собственно говоря, заключается это значение? Понял, что вопрос задал опрометчиво. Ставлю ей «заслуженную» тройку. Вы знаете, — обиделась чуть-ли не до слёз.

Второй семестр проходит примерно так же. На экзамене, вспоминая предыдущий опыт, подзываю к себе старосту группы, отличницу. Прошу её, чтобы она подсела к Кате и помогла ей подготовиться к ответу на вопросы билета.

Ответ, безусловно, был далёким от хорошего, но поставил ей «заслуженную» хорошую оценку. Видели бы Вы тогда её счастье, искрящееся из глаз…

СЛУЧАЙ ТРЕТИЙ

Вернее, это три случая, но объединённые одной рубрикой — «Роль родителей в учёбе».

Первый. Прихожу на первое занятие. Вижу, что в аудитории сидит довольно возрастная женщина, во всяком случае ей где-то так же, как и мне. Тщательно записывала лекцию, в ходе неё задавала довольно каверзные вопросы.

На перерыве разговорились. Оказалась, что студентка не она, а её дочь — инвалид, передвигающаяся только на коляске. Каждый день ездить на занятия ей трудно, поэтому на лекции приезжала мама, которая потом дома читала лекции дочери. На семинары и, естественно, на экзамен, приезжала на коляске дочь в сопровождении мамы. Ответы её, помнится, были отнюдь не хуже остальных.

Небезызвестный герой фильма «Белое солнце в пустыне» говорил: «Восток — дело тонкое». Перефразируя его, скажу: «Педагогика — дело очень тонкое».-3

Второй. Практически всё один к одному, только сын в то время служил в армии и должен был уволиться где-то в октябре. Летом он получил отпуск и поступил в вуз. Ну, а пока за сына училась мама.

Третий, отличающийся от первых двух.

Филиал одного из московских вузов в Волгодонске. Туда выезжали преподаватели — читали лекции, принимали зачёты, экзамены. Впрочем, обучение там практически не отличалось от заочной формы, только не студенты приезжали к нам в Москву, а мы к ним.

Накануне экзамена ко мне подходит мужчина, явно не студент.

— Олег Алексеевич, помогите мне, завтра Вам экзамен будет сдавать мой оболтус (называет фамилию и имя). Пожалуйста, не ставьте ему двойку. Я устроил его в институт, чтобы оторвать от дурной компании, с которой он связался после увольнения из армии. Там алкоголь, наркотики… Я уверен, что он никогда не будет работать по специальности, но, может быть, учёба наставит его, хоть как-то, на путь истинный.

Ещё немного поговорив, принимаю решение. Даю отцу экзаменационный билет и говорю, что сын за ночь должен вызубрить ответы на его вопросы, чтобы ему не было стыдно перед своими сокурсниками.

Ответ «оболтуса» на экзамене был явно слабоватым, но действительно заслуживающим удовлетворительную оценку.

СЛУЧАЙ ЧЕТВЁРТЫЙ.

Если предыдущие случаи произошли в гражданских вузах в нулевых годах нашего века, то этот — в июне 1992 года в одном из военных вузов Москвы.

Экзамен у заочников. Подходит капитан.

— Товарищ подполковник, я не готов к экзамену.

— ???

— Дело в том, что я служу в Грузии, а там Вы сами знаете какие события происходят, нас частенько даже обстреливают. Мы постоянно находимся в состоянии повышенной боевой готовности, тут уже не до учёбы, еле на сессию отпустили. Там у меня жена и двое детишек. Все мысли только там.

Грузия 1992 г. Фото из общедоступных источников.
Грузия 1992 г. Фото из общедоступных источников.

Полистал зачётку, за три года его обучения только хорошие и отличные оценки. Поговорили. Много интересного он мне рассказал о событиях в Грузии того времени. Не задумываясь, поставил ему «хорошо».

Думаю, что во всех случаях я был прав, хоть и отходил от педагогической принципиальности.

Уважаемые педагоги, успехов Вам в Вашем благородном и очень нелёгком труде!

Автор: Рыжов Олег Алексеевич, доктор философских наук, профессор, преподаватель высшей школы, 68 лет.

Читайте нас также в телеграм по этой ссылке

Другие статьи автора:

Небезызвестный герой фильма «Белое солнце в пустыне» говорил: «Восток — дело тонкое». Перефразируя его, скажу: «Педагогика — дело очень тонкое».-5

Другие статьи Олега Алексеевича читайте в подборке статей по ссылке: