Найти тему
Хакнем Школа

Как нам, русским, да ещё и военным, в 80-90 жилось на Западной Украине

ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ…

Воспоминания нашего постоянного автора Олега Алексеевича Рыжова о своей семье

Часть 6

Меня часто спрашивают: «Как Вам, русским, да ещё и военным, жилось в то время на Западной Украине»? Отвечаю — великолепно!

В продовольственном, да и промышленном планах намного лучше, чем в России (РСФСР), да и в других регионах Украины. А о межнациональных отношениях мы и не задумывались.

Заговорил на русском, и с тобой все будут говорить по-русски. В городе были русские и украинские школы, различающиеся лишь языком преподавания и объёмом изучения украинского языка и украинской литературы. В русских школах, кстати, также изучался украинский язык и украинская литература (я в 10-м классе учился во Львове). Были и польские школы.

Дедушка, бабушка и внучка. Львов, 1985 год. Надпись на арке: «Навеки вместе в семье единой советской».
Дедушка, бабушка и внучка. Львов, 1985 год. Надпись на арке: «Навеки вместе в семье единой советской».

Что касается военной формы, так мы гордились ею и чувствовали уважение к ней со стороны других. На танцы — в форме, в ресторан — в форме… Когда в ЛВВПУ (я учился там в 1972-1976 годах) были танцы, то перед КПП выстраивалась очередь из местных девчат.

В училище была традиция — раз в год всё училище строем, с песнями ходило по улицам Львова. Казалось, что всё население выходило приветствовать нас, и «…в воздух чепчики бросали». О национализме может кто-то и задумывался, но только не мы.

7 ноября 1975 года. Перед началом парада по центральной улице Львова — улице Ленина (я сижу крайним слева).
7 ноября 1975 года. Перед началом парада по центральной улице Львова — улице Ленина (я сижу крайним слева).

9 мая 1985 года мы всей семьёй — папа, мама, я и моя дочка, Оксанка, пошли на Холм Славы. Это не очень большое мемориальное кладбище, на котором покоились красноармейцы, погибшие при освобождении Львова от нацистских захватчиков. Там была и могила легендарного советского разведчика Николая Ивановича Кузнецова. Так вот, уже на подступах к этому святому месту (уничтоженному современными неонацистами) мы вынуждены были идти по цветам. Могилы же просто утопали в венках и цветах. Я не преувеличиваю, у меня всё это до сих пор перед глазами, это невозможно забыть.

У Холма Славы (март 1986 года).
У Холма Славы (март 1986 года).

Националистические неприятности начались в конце 80-х — начале 90-х. Тогда уже начались марши бандеровцев, игнорирование русских (да и не только их) и русского языка… Порой обращаешься к кому-нибудь, а в ответ на чистейшем русском: «Я по-русски не понимаю». Хотя российский рубль они в то время очень даже уважали, могли сделать немалую скидку, если предлагаешь нашу валюту, а не их купоны.

Резко упало и благосостояние народа. В 1994 году папе сделали довольно сложную операцию. Я отпросился со службы и приехал во Львов. Каждый день навещал отца в госпитале. А он очень любил сметану. Так вот, чтобы её купить, я вставал в 6 утра, чтобы занять очередь ещё до открытия магазина. При этом я не был уверен, что сметана мне достанется. И это на Украине, в одном из самых процветающих её городов.

В 1996 году продали во Львове всё, что можно было продать, и купили квартиру в России, во Владимире – на родине мамы, да и моей тоже. Кстати, помогали нам в переезде три офицера СБУ (Служба безопасности Украины). Тогда они меня заверили, что Украина никогда не будет воевать с Россией.

Но это было в середине 90-х…

Через десять лет папа умер. Мама, слава Богу, до сих пор жива и радует нас.

Начало читайте в предыдущих частях:

Хирургию он выбрал в благодарность спасшему его хирургу...
Хакнем Школа19 октября 2022
В 37-ом мой дед по доносу был арестован НКВД и обвинён в подготовке покушения на Сталина...
Хакнем Школа24 октября 2022

Окончание цикла статей читайте по ссылке:

Автор: Рыжов Олег Алексеевич, доктор философских наук, профессор, преподаватель высшей школы, 68 лет.

Читайте нас также в телеграм по этой ссылке

-4