Я слушал «Арию» пару лет в средней школе. Открывал ее в одной обойме с другими легендами русского рока (и синими кассетами одноименной серии) - «ДДТ», «Чайф», «Король и Шут» (он в серию не входил) и др.
Практически сразу я стал поклонником и за короткий срок освоил всю их дискографию и историю. Но после того как в моем сердце обосновалась сначала «Алиса», а потом и «Гражданская Оборона» («Кино» уже были), для талантливых выходцев из советского ВИА там места уже не находилось. На фоне «идейных» групп их песни казались несерьёзными и дурацкими. Я положил «Арию» на полку и не возвращался к ней более 20 лет.
В прошлом году возникло странное желание переслушать «Манию Величия», всё-таки он входит в «100 магнитальбомов Советского Рока» Кушнира, а я уважаю эту книгу. И неожиданно я дичайше кайфанул!
Вслед за дебютником, я переслушал всю дискографию с Кипеловым. Конечно «Ария» со второй половины 90-х - действительно несерьёзная музыка. Но вот до этого у группы были настоящие алмазы. Я выделил для себя 5 классных альбомов, все относятся к советскому периоду группу. О них я и расскажу!
«Мания Величия» (1985)
Безусловно «Ария» - продюссерский проект. Но в силу экономических и социальных условий, в любом случае он был с сильным налётом андеграунда. Дебютник, ставший советским ответом Iron Maiden и Judas Priest, был и первым настоящим альбомом в стиле хэви-метал в стране. При этом в отличие от западных ориентиров «Ария» уже в первом своем составе показала, что сочиняет более разнообразные, мелодичные и более хуковые песни. Уже здесь сплошь хиты - «Это рок», «Тореро», «Бивни Черных скал», крутая баллада «Мечты», мистический, с эмбиентной (!) кодой «Волонтёр» и наконец яркий инструментал «Мания Величия». А еще здесь неповторимый, очень атмосферный звук, какого нет на зарубежных метал-альбомах.
«С кем ты?» (1986)
В группу на вторую гитару пришёл Андрей Большаков, который не любил Iron Maiden, но очень любил Judas Priest (святой человек!). Он же стал основным автором на этом альбоме и качество хитов возросло ещё больше. По сути вся первая сторона состоит из них - «Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «Здесь куют металл», «С кем ты?». Вторая слабее - из яркого здесь баллада «Без тебя» (сильный трек, но по мне нудный), ну и заключительная «Игры не для нас» (гармонически и тематически она является продолжением «Воли и разума»).
«Герой асфальта» (1987)
Лучший альбом «Арии», созданный уже фактически новой группой. Перед его созданием в команде остались только гитарист Владимир Холстинин и вокалист Валерий Кипелов. Остальные 4 участника в результате конфликта с директором Виктором Векштейном отделились и создали новую группу «Мастер».
Здесь 6 песен и каждая - сказка. Мега-хиты «Герой асфальта», «Улица Роз», «На службе силы зла» (знаменитая своим вступлением с «Санта Лучией»), концертный боевик «1100», загадочная «Мертвая зона» и конечно же эпическая «Баллада о древнерусском воине». Отдельно стоит сказать о «Дай руку мне». Она не влезла из-за хронометража винила и выходила позднее уже на сборниках - тоже мощный хит.
«Игра с огнём» (1989)
На этом альбоме группа удерживает планку, заданную предшественником. Ворох хитов - «Что вы сделали с вашей мечтой?», «Раскачаем этот мир», «Бой продолжается» и конечно эпическая 9-минутная заглавная песня. «Хиты второго плана» тоже отличные - «Искушение», «Раб страха», светлая «Дай жару!». Проходных номеров также нет. Важная особенность ранней «Арии» - в текстах доминирует социальная тематика. Мистика если и появляется, то пока адекватная (текстовик групп Маргарита Пушкина еще держит себя в руках).
«Кровь за кровь» (1991)
Альбом с которого начинается закат классической «Арии». Тематика песен ощутимо смещается в сторону мистики, ярких песен становится меньше. Тем не менее здесь есть супер-хиты: «Прощай, Норфолк!», эпическое и многочастное полотно «Кровь за кровь», баллада «Все, что было», ну и «Антихрист» (я хоть и не люблю, но опус легендарный). Особо ценю на альбоме «хиты второго плана» - «Бесы» и «Следуй за мной!». Ещё мне нравится задумка «Не хочешь - не верь мне», как продолжения «Героя Асфальта».
Увы, но на этом месте «Ария» перестаёт представлять интерес для меня. Я же на фоне ностальгии собрал свои любимые записи на носителях, которых у меня никогда не было (были кассеты). А ещё открыл для себя Judas Priest (и уже в который раз понял, что Iron Maiden не полюблю никогда).
О ком из русских рокеров рассказать ещё? Пишите в камменты!