На самом деле греческие гетеры стояли у истоков европейской цивилизации. «Спутница радости», — так их называл тот же оратор Демосфен. Их также заслуженно называли— «служительницы муз». Греческие гетеры продавали не только чувственную любовь, но и знания, воспитанность, искусство и красоту чувств. Гетера высшего круга- это всесторонне образованная женщина, профессиональная танцовщица, чтица, модель для скульпторов и художников и муза для поэтов. Статус знаменитых гетер выше многих великих полководцев. Перед чарами гетер были бессильны даже цари. Большая часть гетер были рабынями. Но Гетерой могла стать афинянка, которую семья вынуждала выйти замуж за нелюбимого. Как правило, гетеру содержал богатый покровитель.
Если покровителя не нашлось, гетере предлагали свидания поклонники. В афинских садах Керамика сохранились плиты, на которых поклонники высекали предложения о свидании и сумму. Если гетере нравился мужчина, она подписывала внизу время свидания. За благосклонность знаменитых гетер воздыхатели платили огромные деньги. Назвать это проституцией нельзя, ведь гетеры выбирали только тех, кто им действительно нравился. Они были настоящими народными любимицами и предметом обожания величайших мужей своего времени. Некоторые из этих удивительных женщин стали настоящей легендой. К примеру, вот история про Аспазию.
Аспазия появилась на свет около четырехсот семидесятого года до н. э. Отцом ее был философ Аксиох. по легенде он сам отдал дочь учиться искусству любви у гетеры Таргелии из Ионии, так как считал, что такая умница и красавица должна сделать счастливым всё мужское общество. На её родине в Милете женщины выходили на улицу, участвовали в общественной жизни и развлечениях. Девушки сами выбирали себе мужей или, во всяком случае, могли отказаться от нежеланного брака. Именно эту свободу и проповедовала Аспазия в Афинах: «Каждая женщина должна быть свободной в выборе мужа, – говорила она. Аспазия приехала в Афины с компанией подруг. На собственные деньги Она купила молоденьких рабынь для любовных утех и организовала «публичный дом нового типа», совмещенный с философским и политическим салоном. Чтобы вести ученую беседу с красивой и обольстительной женщиной, к Аспазии приходили самые известные философы того времени. Плутарх про неё писал так: «Каким великим искусством или силой она обладала, если подчинила себе занимавших первое место государственных деятелей и даже философы много говорили о ней как о женщине незаурядной». Влюбленный Философ Сократ так восторженно отзывался об Аспазии, что правитель города Перикл решил с ней познакомиться. Наверное, это была любовь с первого взгляда… Ее салон переместился в дом Перикла, который развелся со своей женой. Правитель допустил свою любовницу к принятию политических решений, она составляла речи для его выступлений в народном собрании и сопровождала любимого даже в военных походах. Афиняне с возмущением передавали друг другу: «На глазах у всех он целует ее, когда уходит из дома и когда приходит».
В Афинах это считалось скандальным проявлением чувств. Дело дошло и до суда: Аспазию обвинили в богохульстве, в сводничестве, безнравственности и развращении юных афинянок. Выступая в ее защиту, Перикл не мог сдержать слез, чем настолько поразили судей, что те сняли все обвинения. По закону, запрещавшему афинянам браки с чужестранцами, Перикл не мог сделать Аспазию своей законной женой. И их ребенка долгое время считали незаконнорожденным… Только когда оба старших сына Перикла погибли от чумы, сын гетеры Перикл был признан наследником. Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет. А потом на Афины с Востока обрушилась чума. Не обошла она и дом Перикла. После смерти сыновей от первого брака, наступила очередь самого правителя…После смерти супруга Аспазия перешла на содержание к торговцу скотом, бывшему когда-то ее учеником, ЛизИклу. Благодаря ей, недавний скототорговец превратился в популярного оратора. Через год его уже избрали стратегом, а еще через несколько месяцев он погиб в одном из сражений…Не повезло сыну Аспазии Периклу-младшему. Он одержал блестящую победу над спартанцами в морской битве, но был приговорен к смертной казни афинянами за то, что оставил тела погибших сограждан в море из-за бури, а не привез их на родину и не предал земле, как полагалось. О дальнейшей судьбе Аспазии ничего неизвестно.