Интересно проходили междугородние поездки на Диком Западе. На дилижансах – не то, что нынче на автобусах. А уж если в кино, то обязательно с нападениями индейцев или грабителей. Как в классическом вестерне 1939 года «Дилижанс».
В фильме снимается много знаменитых актеров 1930-х годов. Мне же, откровенно говоря, известно имя только Джона Уэйна. Именно этот фильм сделал его звездой. В середине XXвека сочетание «Джон Уэйн – вестерн» было так же обычно как в конце XX века сочетание «Клинт Иствуд – вестерн».
«Дилижанс» снят образцово. Как с точки зрения сценария, так и режиссуры, актерской игры, операторской работы, каскадерских трюков. Затронута тут и история. Она-то и дает хоть какую-то временную привязку действия.
В «Дилижансе» регулярно упоминается Джеронимо – воин апачей. Это известный неофициальный вождь индейцев, который в период с 1858 по 1886 годы вел непримиримую войну против белых, мексиканцев и американцев. В конце концов он был изловлен и перемещен с Запада на Восток, где и умер своей смертью в 1909 году.
Другая привязка – гражданская война в США. Ряд персонажей ветераны той войны. Судя по их возрасту, она окончилась, скажем, лет десять назад. То есть время действия «Дилижанса» можно определить как 1870-1880-е годы.
Место – Аризона или Нью-Мексико. Хотя натурные съемки проходили в Долине Монументов штата Юта. Ну, это такие выветренные скалы на фоне унылой, пустынной, знойной земли. Между прочим, красиво.
Сюжет. Из городка Тонто в Лордсбург отправляется дилижанс. Всё действие вертится вокруг его пассажиров и кучера. Всего у нас девять человек. Очень разных как по происхождению, так и по характерам.
И тут было главное – справиться с таким количеством героев, представить каждого уникальным образом, заставить зрителя не только запомнить их, но и проникнуться к каждому своими эмоциями. Это получилось образцово.
Кучер, жаждущий только спокойно доехать от точки до точки, заработать денег для многочисленного семейства.
Шериф, отправившийся ловить сбежавшего преступника Малыша Ринго.
Попавшийся по дороге тот самый Малыш Ринго (его и играет Джон Уэйн).
Две женщины. Одна благородная дама на сносях, едущая в форт к своему мужу-офицеру. Другая дама сомнительной репутации.
Торговец вискии прилипший к нему старый врач-алкоголик.
Сбежавший на Запад с наличностью банка банкир и шулер-игрок.
Этой разномастной компании придется провести бок о бок два дня. В пути будут возникать конфликты, ссоры, примирения, вспыхивать чувства. В общем, раскрываться и проявляться характеры.
Переломным моментом для многих героев станет рождение в пути ребенка. Тут надо заметить, что беременная дамочка в кадре отнюдь не выглядит не то что на девятом месяце, а хотя бы на пятом-шестом. Всё ж таки в старом Голливуде актрисы должны были выглядеть сногсшибательно в любых условиях. И это прекрасно.
Фоном к опасному путешествию идут восставшие апачи. Это именно фон, а не основное содержание. Погоня и перестрелка с индейцами занимают десяток минут из всего фильма. Кто-то из пассажиров не доедет до конечного пункта. Будет ли им сочувствовать зритель? Если да, это режиссерская и актерская удача.
Да и финал путешествия расслабиться не дает. Каждый ехал в Лордсбург по какой-то причине. Развешанные в начале действия ружья обязаны выстрелить в конце. И они стреляют. Самым буквальным образом, когда Малыш Ринго отправляется на смертельный поединок. Один против троих.
Надо заметить, зритель к этому моменту так сроднился с героем Джона Уэйна, так сочувствует его избраннице, что равнодушно ожидать финала перестрелки нет никаких сил. А она еще происходит вся за кадром. И совершенно непонятен ее исход.
Позже, уже в наше время кино традиционно обвиняли и обвиняют в расизме. Дескать, индейцы слишком кровожадны и так далее. Ну и леший с этими толерантными ханжами. Фильм отличный, а если кому-то не нравится, США – страна почти свободная, смотреть никто не заставляет.
Мне же понравилось. Это настоящая классика. Во-первых, увлекательно, не скучно. Кажется, в фильме ничего особого не происходит. Перестрелка, как я сказал, занимает ничтожную часть хронометража. Но взаимодействие интересных персонажей выстроено отменно. Именно прекрасно выписанные и проработанные герои способны облагородить любое кино.
Далее. Игра со светом и планами. В который раз убеждаюсь, как же здорово умели мастера черно-белого кино работать со светом и тенью. Нынешние, избалованные цветом, так не умеют. У нынешних, бывает, в ночных сценах ничего не видно. Или они умудряются снимать темное на темном фоне. В старом кино так было нельзя, там надо было уметь выделять детали кадра без цвета.
Третье – трюки. Каскадеры в «Дилижансе» настоящие асы. Конечно, по коням на ходу скачет не Джон Уэйн, но каскадер Якима Канутт – мастер. Ведь реально же, без всякой компьютерной графики, очень опасные трюки.
Пожалуй, самый впечатляющий – это индеец, упавший под шестерку коней и сам дилижанс. Как его не зацепило, когда вся кавалькада пронеслась над головой? Уму непостижимо. Переправа дилижанса через реку – с двумя привязанными по бокам выдолбленными бревнами, это здорово. Умели же работать головой и руками, без всякого хромакея.
В общем, классика жанра, она классика и есть. Даже спустя почти 85 лет.
8 из 10