Найти в Дзене

Кто кого согревает

В рейтинге заковыристых заданий по русскому языку для 4го класса почетное место занимает вопрос, в котором нужно различить существительные в именительном и винительном падежах.

Почему-то это часто вызывает затруднения у детей. В качестве примера - следующее задание:

Итак, предлагается найти главные члены предложения. Как мы помним, подлежащее (один из них) - это слово, которое находится в начальной форме: мама, стол, озеро, мышь. В предложении чаще всего это существительное сразу заметно. Но все ли из хотя бы данных 4х слов могут быть в такой форме только в именительном падеже?

А вот и нет. К делу подключается винительных падеж. У слов 1го склонения (мама, папа, мышка, чашка) он отличается от именительного падежа окончанием (кого? что? - маму, папу, мышку, чашку). У отдельно взятого слова 2го или 3го склонения вы падеж уже не определите. Вижу кого? что? - стол, озеро, мышь. Форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа, и правильно определить падеж можно только в составе предложения по его смыслу.

Вернемся к заданию. В нем 2 существительных имеют начальную форму: "огород" и "солнце". Оба относятся ко 2му склонению, поэтому форма именительного падежа совпадает с формой винительного (вижу что? - солнце, огород). Единственный способ найти подлежащее - обратиться к смыслу предложения. Так кто кого согревает? Очевидно, все же солнце согревает огород.

Немного добавляет путаницы то обстоятельство, что слово в винительном падеже стоит в начале предложения, а подлежащее в законном для него именительном падеже - на последнем месте. Такие хитрые экзаменаторы. Дети иногда склонны ухватиться за первое подходящее слово в нужной форме и уверенно назначить его подлежащим ))

Итак, подлежащее - слово "солнце".

Но это еще достаточно простой вариант. А вот другое предложение на ту же тему: "Наш город украшает парк". Кто же кого украшает?

(Спойлер: а тут вообще без целого текста или хотя бы абзаца не разобраться).