Что, вообще, происходит? Люди, которые отмечали Рождество, а потом шли в храмы за крещенской водой, теперь сжигают фигуру, созданную по образу человека.
На масленичную неделю я приехал в Ярославль. Этот город - столица Масленицы.
- Ну, что тут есть необычного, праздничного? - Спрашивает жена.
Я роюсь в интернете и нахожу:
- Вот, смотри, выставка масленичных кукол. Проходит на Даманском острове.
В Ярославле, оказывается, есть тёзка того острова, что расположен на Уссури. И там - выставка кукол.
На Даманский ведëт мост. А там, как только ступаешь на остров - куклы. Их, пожалуй, не меньше сотни.
Сделаны хорошо, с душой.
Три, или четыре куклы - по образу старухи Шапокляк. Видимо, авторы мастерили их под впечатлением от фильма «Чебурашка».
Многие куклы напоминают школьных учителей. Как я понимаю, среди создателей этих фигур, преимущественно - дети. Вероятно, смотрели на своих классных руководительниц и мастерили.
У каждой куклы - имя. Самое популярное - Маша. Есть Маши вполне симпатичные.
В эту компанию затесался антропоморфный медведь. У него тоже есть имя, и он тоже - Маша. Получается, Миша Маша.
Масленица - весëлый праздник. Народные гуляния, игры, блины, вот такие куклы... Всё классно. Кроме одного.
В детстве, впервые, оказавшись на Масленице, я увидел, как участники праздника поджигают чучело. Оно было в виде примерно такой же Маши, какие стоят в Ярославле на Даманском острове. Чучело поджигают и радуются.
Я был неприятно потрясëн. Будучи ребëнком, не знал смысла этого обряда. Не понимал, что чучело олицетворяет не человека, а зиму.
Сейчас это знаю. Но от этого ритуал не кажется мне менее диким.