Найти тему
Клуб "У-ЧУ"

Искусство объяснять: как объяснение формирует мышление

Рассказывает педагог «У-ЧУ» — Ольга Петрова.

«Одна из самых главных задач педагога на уроке — объяснить что-то, сделать понятным и интересным прежде загадочное. Как сделать урок максимально интересным и продуктивным за счёт психологически верной стратегии объяснять?

Психологи и педагоги давно исследуют этот вопрос, он очень актуален. В этой статье я постараюсь суммировать их выводы и показать, как работает этот процесс, как он формирует не только структуру урока, но и мышление ребёнка.

В первую очередь стоит остановиться на том, как, согласно нейробиологии и психологии, работает мышление. Мозг состоит из нейронов, которые соединены между собой в невероятно сложную структуру — число связей (аксонов) между нейронами больше, чем звёзд в небе. Как именно работает эта необыкновенная система, ещё долго будут исследовать ученые, но уже сейчас ясно, что, если говорить упрощенно, память и мышление работают при помощи ассоциаций — связей между нейронами. При частом повторении явлений или действий они превращаются в целые нейронные пути.

Таким образом, мы приходим к самому важному понятию в процессе объяснения: контексту. Мозг работает, используя принцип связи, то есть, контекста. Бесполезно объяснять, не учитывая поле ассоциаций. Это поле строится из вопросов «почему», «как», «зачем», «с чем это связано», «а как можно ещё», и тысяч других. Помните, как дети с трех лет начинают задавать эти вопросы взрослым? В этом возрасте как раз начинает активно формироваться это поле.

Объясню на примере. Я попрошу вас мысленно сказать слово «молоко». Скажите это слово про себя несколько раз, и, кроме сочетания букв, скорее всего, вы представите белый цвет, возможно, ощутите привкус молока, сладость, другие ассоциации. Чем знакомей вам предмет, тем больше ассоциаций он вызовет. Так работает наше мышление: а если с представляемым образом связано яркое воспоминание, вы даже можете ощутить физическую ассоциативную реакцию — мурашки, холод, тепло, слезы, ощутить запах.

Наше мышление, то есть наша внутренняя “карта” мира, повторяющая внешний мир, является цельной и связной благодаря этим ассоциациям, которые включают любое понятие в целую картину благодаря тысячам связей. Работа педагога, когда он объясняет что-то ученику, прежде всего заключается не в пояснении свойств и признаков самого предмета, а именно в построении связей этого предмета с тем, что человеку уже известно.

Допустим, мы хотим объяснить человеку, что такое цветок ромашки. Цветок не существует как вещь в себе: это связи других понятий, силовое поле, состоящее из отношений белого и желтого цвета, запаха меда, семян, понятия фотосинтеза, лесов, трав, воздуха, неба, жужжания пчел и пения птиц, и тысяч других связей. Где-то в точке их пересечения, одной, конкретной, при определенном соотношении, получается цветок ромашки. Объясняя, что это, мы находим известные человеку понятия и тянем их, как ниточки, связывая их воедино, добавляя новые ниточки, новые уточнения и понятия. Список этих уточнений и увеличения количества связей бесконечен так же, как бесконечно количество наших вопросов к миру.

Все это мы интуитивно понимаем и применяем легко, когда надо объяснить что что-то простое. Но что, если объяснение становится рутинным процессом в преподавании, и объяснять приходится намного более сложные и абстрактные вещи?

Первое, что нужно сделать — уметь поставить себя на место человека, который не знает вообще всю ту область знаний, которую вы хотите ему передать. Картина мира этого человека похожа не на карту с пустым местом на ней, которое нужно заполнить информацией, а скорее на не прогрузившуюся картинку в интернете — очень примерно видны очертания, но что именно изображено — не ясно. Педагог должен помочь «прогрузить» эту картинку, начиная объяснять от общего к частному, рисуя контекст, давая возможность выстроить связи. Процесс этот невозможно закончить: сколько бы мы не углублялись по ходу познания в предмет, мы не увидим конечный «атом» знания, последнюю деталь: мы всегда сможем построить новые связи и уточнить картину.

Чем больше связей вы выстроите между объясняемым предметом и известными человеку вещами, тем яснее и чётче увидит он предмет объяснения. Контекст создается, когда мы отвечаем на вопросы связи: «почему» и «зачем», «как» и другие. Это формирует полезность предмета в представлении мозга: вещи, которые он считает бесполезными, мозг не запоминает — закон психологии. Помните, как сложно запоминать даты событий, случившихся тысячи лет назад? Только если встроить их в последовательную цепь событий истории, вызывать живой интерес к происходящему событию, показав его важность через эту связь — становится легко запомнить даты.

Здесь уместно ввести такое понятие, как «драматургия объяснения». По сути, процесс узнавания чего-то нового крайне увлекателен и, более того, на нейробиологическом уровне сопровождается выработкой большого количества гормонов, дающих чувство счастья, мотивации и приятного волнения. Но чтобы этот процесс начался, его надо запустить.

Когда мы смотрим интересный фильм и не можем оторваться от экрана, это происходит из-за мастерства драматурга. Драматургия ловит наше внимание в ловушку, и мы, зачарованные, получаем возможность проживать чужой опыт, сами меняясь в процессе.

Это захватывающий и бесконечный путь, главным в котором является не само «проблемное» обучение и получение знаний, но то, что ребята, проходя с помощью педагога процесс изобретения тренируют способность самостоятельно мыслить, изобретать, делать собственные проекты и нести ответственность за результат. Именно необычные нейронные связи, необычные ассоциации, необычные решения — признак гениального мышления, и это можно тренировать. Мастерство педагога — мастерство проводника, фасилитатора, вдохновителя.

В XIX веке один учитель пришел в класс. Он не любил преподавать, не любил детей, и, заварив себе чашку чая, задал своим маленьким ученикам вычислить сумму всех целых чисел от единицы до ста, ожидая, что это займет у детей весь урок. Компьютеров и калькуляторов тогда еще не было, и ученики принялись добросовестно складывать числа, а учитель собрался выпить чая и отдохнуть.

Через полминуты один ученик поднял руку и сказал, что выполнил задание. Учитель не поверил, потому что сам еще даже близко не успел бы подсчитать ответ. Однако, найденный учеником ответ оказался верным. Как он это сделал?

Он выделил 49 пар чисел: 99 и 1, 98 и 2, 97 и 3 … 51 и 49. В сумме каждая пара чисел равнялась ста, и оставалось два непарных числа 50 и 100. Следовательно, 49х100+50+100=5050.

Учеником был Карл Фридрих Гаусс — будущий великий математик. Вместо того, чтобы следовать привычному шаблону действий, он представил числа, как единое множество, как нечто целое: этой новой ассоциации хватило, чтобы выполнить сложное и скучное задание за несколько секунд.»